учета роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения. 1.1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 1.2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. 1.3. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования: 1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; 5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; 6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; 7) осознание ценности человеческой жизни. Выпускник научится: – раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.); – на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества; – излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества; – соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики; – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Выпускник получит возможность научиться: – развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики; – устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями; – выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; – акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. 2. Содержание модуля «Основы светской этики» Россия – наша Родина. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. 3.Тематическое планирование Раздел учебного предмета, темы, количество часов, отводимых на освоение темы, в том числе контрольных уроков (34 час., в том числе, 2 часа творческая работа, 4 часа проектная работа) Содержание разделов модуля «Основы светской этики» Россия - наша Родина. Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности. Что такое светская этика. Этика и ее значение в жизни человека. Первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Культура и мораль. Внутренняя установка личности поступать согласно своей совести. Особенности морали. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Основные нормы светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе. Добро и зло. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Основные нормы светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе. Добродетель и порок. Нравственное самосовершенствование, духовное саморазвитие. Добродетель и порок. Нравственное самосовершенствование, духовное саморазвитие. Свобода и моральный выбор человека. Внутренняя установка личности поступать согласно своей совести. Свобода и ответственность. Нравственное самосовершенствование, духовное саморазвитие. Моральный долг. Нормы морали. Нравственное самосовершенствование, духовное саморазвитие. Справедливость. Нравственность, основанная на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России. Альтруизм и эгоизм. Нравственное самосовершенствование, духовное саморазвитие. Дружба. Нравственное самосовершенствование, духовное саморазвитие. Что значит быть моральным? Что значит быть нравственным в наше время? Значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. Подведение итогов. Творческие работы учащихся. Основные нормы светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе. Подведение итогов. Первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Род и семья-исток нравственных отношений. Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности. Нравственный поступок. Значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Методы нравственного самосовершенствования. Осознание ценности человеческой жизни. Стыд, вина и извинение. Нравственное самосовершенствование, духовное саморазвитие. Честь и достоинство. Значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. Совесть. Нравственное самосовершенствование, духовное саморазвитие. Нравственные идеалы. Значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. Нравственные идеалы. Значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. Образцы нравственности в культуре Отечества. Образцы нравственности в культурах разных народов. Образование как нравственная норма. Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности. Этикет. Основные нормы светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе. Семейные праздники. Праздники как одна из форм исторической памяти. Основные нормы светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе. Методика создания морального кодекса в школе. Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Осознание ценности человеческой жизни. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Государство и мораль гражданина. Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности. Итоговая презентация творческих проектов учащихся. Первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Итоговый урок. «Мой дружный класс».