РП Литературное чтение на родном русском языке

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
Метапредметным,
включающим
освоенные
обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные),
обеспечивающие
овладение
ключевыми
компетенциями,
составляющими
основу
умения
учиться,
и
межпредметными
понятиями.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
7)
активное
использование
речевых средств
и
средств
информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных
источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет),
сбора,обработки,
анализа,
организации,
передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и

познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе
умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения,
звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и
графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей
и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты
в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством
учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде
начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии
с
содержанием
конкретного
учебного
предмета;
формирование начального уровня культуры пользования словарями в
системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты.
Предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе
изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной
области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению, а также систему основополагающих элементов научного
знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
1) понимание литературы как явления национальной и мировой
культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование
представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных
этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
успешности обучения по всем учебным предметам; формирование
потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения
(ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно
воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение
техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами
интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Содержание
Литературное чтение на родном русском языке
С целью реализации Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России содержание учебного предмета
направлено на
- понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как
явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций;
-осознание значимости чтения на родном (русском) языке для личного
развития; формирование представлений о мире, национальной истории и
культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле,
нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на
родном языке как средстве познания себя и мира;
-использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении,
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
-достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение
техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации,
анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных
текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
-осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка
на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа,

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение
различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи,
умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения,
определение последовательности событий, осознание цели речевого
высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному,
научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному
осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения
в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение
скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости,
позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и
интонационных норм чтения.чтение предложений с интонационным
выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей
разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения
(изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить
в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов
чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных
видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их
сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности
фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры;
деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с
разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы,
выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по
ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративноизобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства.
Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало
книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная,
справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист,
аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная,
художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочноиллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание
сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники,
словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого
доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог.
Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и
справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание
заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение
особенностей
художественного
текста:
своеобразие
выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что
фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и
отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание
мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм
морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к
Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть
тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное
воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка:
последовательное
воспроизведение
эпизода
с
использованием
специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя),
рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и
выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью
учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по
аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на
основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя,
выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента,
выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный
пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли
каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста,
составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов,
в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту:
характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте,
позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор
слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на
основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных
произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру
поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.
Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его
содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного
текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих
особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или
небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа
различных видов текста: установление причинно-следственных связей.
Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение
микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма
деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой
на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий
пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического
общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать
вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой
форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению
(учебному,
научно-познавательному,
художественному
тексту).
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или
собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях
внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета
на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного
запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое
высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по
предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение
основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного
или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и
художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни,
художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе
(описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана
собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств
языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей
монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения,
отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на
заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку
(отражение темы, места действия, характеров героев), использование в
письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы,
сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение),
рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России.
Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков
детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом
многонационального характера России) и зарубежной литературы,
доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая,
фантастическая,
научно-популярная,
справочно-энциклопедическая
литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов,
произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле,
юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с
помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов,
эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка
в
литературных
понятиях:
художественное
произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик),
сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли;
отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения
разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж,
портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы
(колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание,
различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые,
волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение
(композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре,
особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных
произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация;
устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с
деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в
выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание
собственного текста на основе художественного произведения (текст по
аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к
произведению или на основе личного опыта.

Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение темы
№
п/п
1
2
3
4

5
6
7

8
9
10

11
12
13

14
15
16

№
п/п
1
2

3
4

5
6

7
8

9
10

1 класс
Тема
Книги – мои друзья.
Мои любимые писатели.
Н.Н. Носов «Волшебные сказки»
С. Л. Прокофьева «Самый большой друг»
И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом»
(фрагмент).
Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало»
Л. Н. Толстой. «Лгун»
В. А. Осеева. «Почему?»
В. В. Лунин. «Я видела чудо».
М. М. Пришвин. «Осинкам холодно».
П. А. Синявский. «Рисунок». Ф. П. Савинов. «Родное»
(фрагмент).
К. Д. Ушинский. «Наше Отечество».
А. Н. Толстой. «Петушки». В. М. Катанов. «Жар-птица».
Стихотворения русских поэтов о родной природе.
В.П. Крапивин "Сказки Севки Глущенко". Итоговый тест.
Г.М. Кружков Звезды. Зеркала
Итого

2 класс
Тема
Книги из далекого прошлого и современные книги.
Работа с репродукциями картин.
Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава
«Нянины сказки»).
Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).
Как аукнется, так и откликнется. Пословицы об отношении к
другим людям.
Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком». В. В. Бианки. «Сова».
которых связано с предметами и явлениями традиционного
русского быта.
С. П. Алексеев. «Медаль».
Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья».
М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок».
Н. К. Абрамцева. «Заветное желание».

Кол-во
часов
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
16 часов

Кол-во
часов
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час
1 час

11

12
13
14

15
16

17

№
п/п
1
2

3
4
5
6

7
8
9

10
11

12
13

14
15
16
17

№
п/п

Е. В. Григорьева. «Мечта». Л. Н. Толстой. «Воспоминания».
В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь»
И. С. Шмелѐв. «Лето Господне» (фрагмент главы
«Масленица»).
В. А. Жуковский. «Жаворонок».А. С. Пушкин. «Птичка».
Итоговый тест. И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает».
Л.Ф. Воронкова "Подснежники"
Итого
3 класс
Тема

1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час
17 часов

Кол-во
часов
1 час
1 час
1 час

Мы идём в музей книги.
Пословицы и поговорки русского народа.
В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой
дневник»).
В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День 1 час
рождения»).
1 час
Т.В. Толстая "Детство Лермонтова"
Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка». Ю. А. Буковский. «О 1 час
Доброте — злой и доброй».
Пословицы о совести. П. В. Засодимский. «Гришина 1 час
милостыня».
1 час
Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».
В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» 1 час
(фрагмент).
А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок», О. Ф. Кургузов. 1 час
«Душа нараспашку».
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы 1 час
«Зелѐная грива»)
1 час
Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский»
1 час
Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей»
1 час
О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор»
1 час
Е.В. Григорьева "Радость", А.А.Коринфский. "Христославы"
Итоговый тест. И. С. Никитин. «Лес». К. Г. Паустовский. 1 час
«Клад».
1 час
И. П. Токмакова. «Туман».В. П. Астафьев. «Зорькина песня»
17 часов
Итого
4 класс
Тема

Кол-во
часов

1

2
3

4
5
6

7
8

9
10

11
12
13

14
15
16
17

1 час
Высказывания о книгах известных людей прошлого и
современности.
1 час
Произведения устного народного творчества.
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далѐкого прошлого» (глава 1 час
«Книжка с картинками»).
С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы 1 час
«Последовательные воспоминания»).
1 час
С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).
Л.Л.Яхнин Храбрец, И.П.Токмакова Разговор татарника и 1 час
спорыша
1 час
Е. В. Клюев. «Шагом марш».
М. В. Водопьянов. «Полярный лѐтчик».
1 час
Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент).
1 час
Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).
1 час
В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты).
1 час
Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).
1 час
В. Г. Распутин. «Саяны».
1 час
Сказ о валдайских колокольчиках.
1 час
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
Н.Н. Асеев Такой мороз. В.Д.Берестов Мороз. Итоговое 1 час
тестирование.
1 час
М.Зощенко Гроза. А.Блок Перед грозой.
17 часов
Итого


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».