РП Русский родной язык

основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения
коммуникативной
задачи
при
составлении
несложных
устных
монологических
высказываний
и
письменных
текстов.
Делать
предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). вступать в диалог
(отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать
в коллективном обсуждении учебной проблемы; строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; выражать
свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть
терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых
ситуаций; адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной
язык» на уровне начального общего образования ориентированы на
применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных
жизненных условиях. Выпускник на ступени начального общего образования
научится:
-распознавать слова с национально-культурным компонентом значения
(лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между
людьми; с качествами и чувствами людей;
родственными
отношениями);
- распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и
сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях
детской художественной литературы;
осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
-использовать словарные статьи учебного пособия для
определения
лексического значения слова;
-понимать значение
русских пословиц и
поговорок,
связанных
с
изученными темами;
-понимать значение
фразеологических оборотов, связанных с
изученными темами; осознавать уместность их
употребления
в
современных ситуациях речевого общения;
-использовать собственный словарный запас для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
-соотносить
собственную
и
чужую
речь с
нормами
современного русского литературного языка (в рамках изученного);
-соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
-произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
-выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно
соответствует
обозначаемому
предмету
или
явлению
реальной
действительности;

-проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
-заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых
нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
-выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки,
связанные с нарушением согласования имени существительного и
имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации
подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено
глаголом в форме прошедшего времени);
-соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного
текста; пользоваться учебными толковыми словарями
для определения
лексического значения слова;
-пользоваться орфографическим словарём для
определения
нормативного написания слов;
-пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения
происхождения слова;
-различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации;
-владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
-использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,
уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
-использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей
и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
-владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
-анализировать информацию прочитанного и прослушанного
текста:
-отделять главные факты от второстепенных,
выделять наиболее
существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
-составлять план текста, не разделённого на абзацы;
-пересказывать текст с изменением лица;
-создавать тексты-повествования о посещении
музеев, об участии
в
народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными
промыслами;
-оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления;
-редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или
с целью более точной передачи смысла;
-соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать
причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между
абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.
Содержание учебного предмета «Русский родной язык»
С целью реализации Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России содержание учебного предмета
направлено на:

- понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как
явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций;
-осознание значимости чтения на родном (русском) языке для личного
развития; формирование представлений о мире, национальной истории и
культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле,
нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на
родном языке как средстве познания себя и мира;
-использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении,
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
-достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение
техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации,
анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных
текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
-осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка
на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа,
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение
различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи,
умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения,
определение последовательности событий, осознание цели речевого
высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному,
научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному
осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения
в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение
скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости,
позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и
интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным
выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей
разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения
(изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить
в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов
чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных
видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их
сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности
фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры;
деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с
разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы,
выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по
ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративноизобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства.
Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало
книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная,
справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист,
аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная,
художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочноиллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание
сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники,
словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого
доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог.
Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и
справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание
заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение
особенностей
художественного
текста:
своеобразие
выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что
фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и
отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание
мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм
морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к
Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть
тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное
воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка:
последовательное
воспроизведение
эпизода
с
использованием
специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя),
рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и
выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью

учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по
аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на
основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя,
выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента,
выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный
пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли
каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста,
составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов,
в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту:
характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте,
позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор
слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на
основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных
произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру
поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.
Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его
содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного
текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих
особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или
небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа
различных видов текста: установление причинно-следственных связей.
Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение
микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма
деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой
на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий
пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического
общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать
вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой
форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению
(учебному,
научно-познавательному,
художественному
тексту).
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или
собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях
внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета
на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного
запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое
высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по
предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение
основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного
или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и
художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни,
художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе
(описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана
собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств
языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей
монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения,
отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на
заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку
(отражение темы, места действия, характеров героев), использование в
письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы,
сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение),
рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России.
Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков
детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом
многонационального характера России) и зарубежной литературы,
доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая,
фантастическая,
научно-популярная,
справочно-энциклопедическая
литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов,
произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле,
юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с
помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов,
эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка
в
литературных
понятиях:
художественное
произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик),
сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли;
отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения
разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж,
портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы
(колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание,
различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые,
волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение
(композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре,
особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных
произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация;
устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с
деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в
выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание
собственного текста на основе художественного произведения (текст по
аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к
произведению или на основе личного опыта.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение темы
№
п/п
1
2
3
4

5
6
7

8
9
10

11
12
13

14
15
16

1 класс
Тема

Кол-во
часов
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

Книги – мои друзья.
Мои любимые писатели.
Проектное задание «Русские буквы».
Выделяем голосом важные слова.
Пословица – мудрость народная.
Устное народное творчество.
Слова обозначающие предметы традиционного русского быта
(дом, одежда).
1 час
Сказки народов России.
1 час
Как правильно поблагодарить?
1 час
Смыслоразличительная роль ударения.
1 час
«Разговоры, разговоры, разговоры…».
1 час
Секреты диалога.
1 час
Учимся разговаривать друг с другом.
1 час
Стихотворения русских поэтов о родной природе.
1 час
Итоговый тест.
1 час
Рассказы и стихи о Родине. Обобщение изученного материала.
16 часов
Итого

№
п/п
1
2

3
4

5
6

7
8

9
10
11

12
13
14

15
16

17

№
п/п
1
2

3

4
5
6

2 класс
Тема
Книги из далекого прошлого и современные книги.
Работа с репродукциями картин.
Русский язык: прошлое и настоящее.
Слова, называющие предметы традиционного русского быта
(домашняя утварь, орудия труда, одежда, еда).
Проектное задание: «Почему это так называется?»
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение
которых связано с предметами и явлениями традиционного
русского быта.
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и
поговорками других народов.
Как правильно произносить слова?
Смыслоразличительная роль ударения. Русская народная
сказка «Лисичка-сестричка и волк».
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала
и др. Русская народная сказка «Зимовье».
Особенности русского речевого этикета.
Музей народного творчества.
Устное народное творчество.
Связь предложений в тексте.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении
музеев, повествование об участии в народных праздниках.
Создание текста: развернутое толкование значения слова.
Итоговый тест.
Великие русские писатели. Обобщение изученного материала.
Итого
3 класс
Тема
Мы идём в музей книги.
Пословицы и поговорки русского народа.
Слова, называющие предметы и явления традиционной
русской культуры (занятия людей, музыкальные
инструменты).
Названия старинных русских городов, сведения о
происхождении этих названий.
Семейное чтение. Притчи.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»;

Кол-во
часов
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
17 часов

Кол-во
часов
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час

7

8
9

10
11

12
13

14
15
16
17

№
п/п
1

2
3

4
5
6

7
8

9
10

«История моего имени и фамилии».
Языковые особенности текстов фольклора и художественных
текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок,
рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.)
Особенности устного выступления.
Представление сказки в младших классах.
Средства художественной выразительности: сравнение.
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные
оттенки значения и различную оценку, как специфика
русского языка.
Устное сочинение по картине.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам;
об участии в мастер-классах, связанных с народными
промыслами.
Основные понятия раздела: творчество, стихотворение,
рассказ, настроение.
Сборники произведений о природе.
Итоговый тест.
Редактирование предложенных текстов с целью
совершенствования их содержания и формы
Итого
4 класс
Тема
Высказывания о книгах известных людей прошлого и
современности.
Произведения устного народного творчества.
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение
которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с
родственными отношениями. Сравнение с пословицами и
поговорками других народов.
Путешествие в родную литературу фольклора.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов
России и мира.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском
языке»
Историческая литература для детей.
История возникновения и функции знаков препинания (в
рамках изученного).
Правила ведения диалога: корректные и некорректные
вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы.

1 час

1 час
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
17 часов

Кол-во
часов
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час

11
12
13

14
15
16
17

1 час
Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В. Даль,
К.Ушинский, Л. Толстой, А. Толстой.
1 час
Великие русские писатели.
1 час
Создание текста как результата собственной
исследовательской деятельности.
1 час
Литература – искусство родного слова.
1 час
Родная природа в произведениях русских писателей и поэтов.
1 час
Итоговый тест.
Редактирование предложенных и собственных текстов с целью 1 час
совершенствования их содержания и формы.
17 часов
Итого


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».