РП Литература ФГОС СОО

Приложение 3 к Основной общеобразовательной программе
образовательной программе среднего общегообразования

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО:

на педагогическом совете
МБОУ СОШ № 154
Протокол № 11
от «26» мая 2022

директор МБОУ СОШ № 154
Валамина О.В.
Приказ № 21-0
от «26» мая 2022

Рабочая программа учебного предмета «Литература»
Уровень образования - СОО
Уровень изучения предмета - базовый
Срок реализации - 2 года
10-11 классы
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
5)

сф орм ированность

основ

сам оразвития

и

сам овоспитания

в

соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,

способность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебно­
исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому
и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно­
2

познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5)
умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной
программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на
обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной
подготовки.
Предметные результаты освоения основной образовательной
Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка как
знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования
российской гражданской, этнической и социальной идентичности,
позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в
том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно
обеспечить:
сформированность представлений о роли языка в жизни человека,
общества, государства, способности свободно общаться в различных формах
и на разные темы;
включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой
культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как
носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации,
языку межнационального общения народов России;
сформированность осознания тесной связи между языковым,
литературным,
интеллектуальным,
духовно-нравственным
развитием
личности и ее социальным ростом;
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству
познания других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к
российскому литературному наследию и через него - к сокровищам
отечественной и мировой культуры; сформированность чувства причастности

3

к российским свершениям, традициям и осознание исторической
преемственности поколений;
свободное использование словарного запаса, развитие культуры
владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами русского речевого этикета;
сформированность знаний о русском языке как системе и как
развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических
умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально­
смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения предметной области "Русский язык и
литература" включают результаты изучения учебных предметов:
"Русский язык", "Литература" (базовый уровень) - требования к
предметным результатам освоения базового курса русского языка и
литературы должны отражать:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений
за собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом
их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка
художественной литературы;
11) для слепых, слабовидящих обучающихся: сформированность
навыков письма на брайлевской печатной машинке;
12) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
сформированность и развитие основных видов речевой деятельности

4

обучающихся - слухозрительного восприятия (с использованием слуховых
аппаратов и (или) кохлеарных имплантов), говорения, чтения, письма;
13)
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой и альтернативной
коммуникативной
практике
при
создании
устных,
письменных,
альтернативных высказываний; стремление к возможности выразить
собственные мысли и чувства, обозначить собственную позицию.
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой
литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие
темы или проблемы;
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой
читательский опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа,
приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его
проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на
фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие
анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение,
выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать
их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге
раскрывая сложность художественного мира произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать
особенности развития и связей элементов художественного мира
произведения: места и времени действия, способы изображения действия и
его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или
развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в
художественном произведении (включая переносные и коннотативные
значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения
новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической
значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных
решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь
определенных частей текста способствует формированию его общей
структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например,
выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между
счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора
и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в
5

нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория,
гипербола и т.п.);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке
произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно
прочитанные
произведения,
демонстрируя
целостное
восприятие
художественного
мира
произведения,
понимание
принадлежности
произведения к литературному направлению (течению) и культурно­
исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства,
предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных
произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения
(в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной
библиотеки, исторических документов и т. п.);
анализировать художественное произведение в сочетании
воплощения в нем объективных законов литературного развития и
субъективных черт авторской индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи
литературы с другими областями гуманитарного знания (философией,
историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического
или лирического произведения (например, кинофильм или театральную
постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к
произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети
Интернет;
об историко-культурном подходе в литературоведении;
об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
о наиболее ярких или характерных чертах литературных
направлений или течений;
имена ведущих писателей, значимые факты их творческой
биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших
«вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и
отечественной культуре;
о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим
периодом,эпохой.

6

Содержание учебного предмета «Литература»
Базовый уровень
Деятельность на уроке литературы
Освоение стратегий чтения художественного произведения:
чтение
конкретных произведений на уроке, стратегию чтения которых выбирает
учитель (медленное чтение с элементами комментирования; комплексный
анализ
художественного
текста;
сравнительно-сопоставительное
(компаративное) чтение и др.). В процессе данной деятельности осваиваются
основные приемы и методы работы с художественным текстом. Произведения
для работы на уроке определяются составителем рабочей программы
(рекомендуется, что во время изучения одного модуля для медленного чтения
на уроке выбирается 1-2 произведения, для компаративного чтения должны
быть выбраны не менее 2 произведений).
Анализ художественного текста
Определение темы (тем) и проблемы (проблем) произведения.
Определение жанрово-родовой принадлежности. Субъектная организация.
Пространство и время в художественном произведении. Роль сюжета,
своеобразие конфликта (конфликтов), его составляющих (вступление, завязка,
развитие, кульминация, развязка, эпилог). Предметный мир произведения.
Система образов персонажей. Ключевые мотивы и образы произведения. Стих
и проза как две основные формы организации текста.
Методы анализа
Мотивный анализ. Поуровневый анализ. Компаративный анализ.
Структурный анализ (метод анализа бинарных оппозиций). Стиховедческий
анализ.
Работа с интерпретациями и смежными видами искусств и областями
знания
Анализ и интерпретация: на базовом уровне обучающиеся понимают
разницу между аналитической работой с текстом, его составляющими, - и
интерпретационной деятельностью. Интерпретация научная и творческая
(рецензия, сочинение и стилизация, пародия, иллюстрация, другой способ
визуализации); индивидуальная и коллективная (исполнение чтецом и
спектакль, экранизация). Интерпретация литературного произведения
другими видами искусства (знакомство с отдельными театральными
постановками, экранизациями; с пластическими интерпретациями образов и
сюжетов литературы). Связи литературы с историей; психологией;
философией; мифологией и религией; естественными науками (основы
историко-культурного комментирования, привлечение научных знаний для
интерпретации художественного произведения).
С амостоятельное чтение

Произведения для самостоятельного чтения предлагаются обучающимся
в рамках списка литературы к модулю. На материале произведений из этого
списка обучающиеся выполняют итоговую письменную работу по теме
модуля (демонстрируют уровень владения основными приемами и методами

7

анализа текста).
Создание собственного текста
В устной и письменной форме обобщение и анализ своего
читательского опыта. Устные жанры: краткий ответ на вопрос, сообщение (о
произведении, об авторе, об интерпретации произведения), мини-экскурсия,
устная защита проекта. Письменные жанры: краткий ответ на вопрос, мини­
сочинение, сочинение-размышление, эссе, аннотация, рецензия, обзор
(литературы по теме, книжных новинок, критических статей), научное
сообщение, проект и презентация проекта. Критерии оценки письменных
работ, посвященных анализу самостоятельно прочитанных произведений,
приведены в разделе «Результаты».
Использование ресурса
Использование библиотечных, архивных, электронных ресурсов при
работе с произведением, изучаемым в классе. Развитие навыков обращения к
справочно-информационным ресурсам, в том числе и виртуальным.
Самостоятельная деятельность, связанная с поиском информации о писателе,
произведении, его интерпретациях. Формирование навыка ориентации в
периодических изданиях, других информационных ресурсах, освещающих
литературные новинки, рецензии современных критиков, события
литературной жизни (премии, мероприятия, фестивали и т.п.).
Список рекомендуемых произведений и авторов к примерной программе по
литературе для 10-11-х классов
Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех
списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу.
Список А представляет собой перечень конкретных произведений,
занявших в силу традиции особое место в школьном преподавании русской
литературы.
Список В представляет собой перечень авторов, чьи произведения и
творческие биографии имеют давнюю историю изучения в школьном курсе
литературы. Список содержит примеры тех произведений, которые могут
изучаться - конкретное произведение каждого автора выбирается
составителем программы.
Список С представляет собой перечень тем и литературных явлений,
выделенных по определенному принципу (теоретико- или историколитературному). Конкретного автора и произведение, на материале которого
может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель
программы. Данный список определяет содержание модулей, которые
строятся вокруг важных смысловых точек литературного процесса. Те авторы,
произведения которых попали также в Список В, здесь снабжены
дополнительным списком рекомендуемых к изучению произведений, не
повторяющим произведения из списка В.
Для удобства работы со списком С материал в нем разделен на 7 блоков:
•
Поэзия середины и второй половины XIX века
8

•
•
•
•
•
•

Реализм XIX-XX века
Модернизм конца XIX - XX века
Литература советского времени
Современный литературный процесс
Мировая литература XIX-XX века
Родная (региональная) литература

Список А

Список В
Ф.И. Тютчев
Стихотворения: «К. Б.» («Я
встретил вас - и все
былое...»), «Нам не дано
предугадать...», «Не то, что
мните вы, природа...», «О,
как
убийственно
мы
любим...», «Певучесть есть
в
морских
волнах...»,
«Умом
Россию
не
понять...», «Silentium!» и
ДРА.А. Фет
Стихотворения:
«Еще
майская ночь», «Как беден
наш язык! Хочу и не
могу...»,
«Сияла ночь.
Луной был полон сад.
Лежали...», «Учись у них у дуба, у
березы...»,
«Шепот,
робкое
дыханье...», «Это утро,
радость эта...», «Я пришел
к тебе с приветом...», «Я
тебе ничего не скажу...» и
ДРН.А.
Некрасов Н.А. Некрасов
«Блажен
Поэма «Кому на Стихотворения:
Руси
жить незлобивый поэт...», «В
дороге», «В полном разгаре
хорошо»
страда
деревенская...»,
«Вчерашний день, часу в
шестом...», «Мы с тобой
бестолковые люди...», «О
Муза! я у двери гроба...»,
«Поэт
и
Гражданин»,

Список С
Поэзия
середины
и
второй половины XIX
века
Ф.И. Тютчев
«День и ночь», «Есть в
осени первоначальной...»,
«Еще в полях белеет
снег...»,
«Предопределение»,
«С
поляны
коршун
поднялся...»,
«Фонтан»,
«Эти бедные селенья...» и
др.
А.А. Фет
Стихотворения: «На стоге
сена ночью южной...»,
«Одним толчком согнать
ладью живую...».
А.К. Толстой
Стихотворения:
«Средь
шумного
бала,
случайно...», «Край ты
мой, родимый край...»,
«Меня, во мраке и в
пыли...», «Двух станов не
боец, но только гость
случайный...» и др.
Н.А. Некрасов
«Внимая
ужасам
войны...», «Когда из мрака
заблужденья...»,
«Накануне
светлого
праздника»,
«Несжатая
полоса»,
«Памяти
Добролюбова»,
«Я не люблю иронии

9

«Пророк»,
«Родина»,
«Тройка», «Размышления у
парадного
подъезда»,
«Элегия» («Пускай нам
говорит
изменчивая
мода...»),
Поэма «Русские женщины»
А.Н. Островский А.Н. Островский
Пьеса «Гроза»
Пьеса «Бесприданница»
И.А. Гончаров
И.А. Гончаров
Роман «Обломов» Роман
«Обыкновенная
история»
И.С. Тургенев
И.С. Тургенев
Роман «Отцы и
Роман «Дворянское гнездо»
дети»
Ф.М.
Ф.М. Достоевский
Романы
«Подросток»,
Достоевский
Роман
«Идиот»
«Преступление и
наказание»
М.Е. Салтыков-Щедрин
Романы «История одного
города»,
«Г оспода
Головлевы»
Цикл «Сказки для детей
изрядного возраста»
Н.С. Лесков (ГОС-2004 - 1
пр. по выбору)
Повести
и
рассказы
«Человек
на
часах»,
«Тупейный
художник»,
«Левша»,
«Очарованный
странник», «Леди Макбет
Мценского уезда»
Л.Н. Толстой
Л.Н. Толстой
Роман-эпопея
Роман «Анна Каренина»,
цикл
«Севастопольские
«Война и мир»
рассказы», повесть «ХаджиМурат»
А.П. Чехов
А.П. Чехов
Пьеса
Рассказы:
«Смерть
«Вишневый сад» чиновника»,
«Тоска»,
«Спать
хочется»,
«Студент»,
«Ионыч»,

твоей...»

Реализм XIX - XX века
А.Н. Островский
«Доходное место», «На
всякого мудреца довольно
простоты», «Снегурочка»,
«Женитьба Бальзаминова»
Н.А. Добролюбов
Статья «Луч света в
темном царстве»
Д.И. Писарев
Статья «Мотивы русской
драмы»
И.А. Гончаров
Повесть
«Фрегат
«Паллада»,
роман
«Обрыв»
И.С. Тургенев
Романы
«Рудин»,
«Накануне»,
повести
«Первая любовь», «Гамлет
Щигровского
уезда»,
«Вешние воды», статья
«Гамлет и Дон Кихот»
Ф.М. Достоевский
Повести
«Неточка
Незванова»,
«Сон
смешного
человека»,
«Записки из подполья»
A.
В. Сухово-Кобылин
«Свадьба Кречинского»
B.М. Гаршин
Рассказы
«Красный
цветок», «Attalea princeps»
Д.В. Григорович
Рассказ
«Гуттаперчевый
мальчик» (оригинальный
текст),
«Прохожий»

10

М. Горький
Пьеса «На дне»

«Человек
в
футляре»,
«Крыжовник», «О любви»,
«Дама
с
собачкой»,
«Попрыгунья»
Пьесы
«Чайка»,
«Три
сестры»__________________
И.А. Бунин
Стихотворения:
«Аленушка»,
«Вечер»,
«Дурман», «И цветы, и
шмели,
и
трава,
и
колосья...», «У зверя есть
гнездо, у птицы есть
нора...»
Рассказы:
«Антоновские
яблоки», «Господин из СанФранциско»,
«Легкое
дыхание», «Темные аллеи»,
«Чистый понедельник»
М.Горький
Рассказы: «Макар Чудра»,
«Старуха
Изергиль»,
«Челкаш»

(святочный рассказ)
Г.И. Успенский
Эссе «Выпрямила»
Рассказ «Пятница»
Н.Г. Чернышевский
Роман «Что делать?»
Статьи
«Детство
и
отрочество.
Сочинение
графа
Л.Н.
Толстого.
Военные рассказы графа
Л.Н. Толстого», «Русский
человек на rendez-vous.
Размышления
по
прочтении
повести
г.
Тургенева «Ася»
Л.Н. Толстой
Повести «Смерть Ивана
Ильича»,
«Крейцерова
соната», пьеса «Живой
труп»
A.
П. Чехов
«Душечка»,
Рассказы
«Скучная
«Любовь»,
история»,
пьеса «Дядя Ваня».
B.А. Гиляровский
и
Книга
«Москва
москвичи» //
Другие
региональные
произведения о родном
городе, крае
И.А. Бунин
«Лапти»,
Рассказы:
«Деревня»,
«Танька»,
«Захар
«Суходол»,
«Иоанн
Воробьев»,
«Митина
Рыдалец»,
любовь»
Статья «Миссия русской
эмиграции»
А.И. Куприн
повести:
Рассказы
и
«Олеся»,
«Молох»,
«Поединок», «Гранатовый
браслет»,
«Гамбринус»,
11

А.А. Блок
Поэма
«Двенадцать»

А.А. Блок
Стихотворения:
«В
ресторане», «Вхожу я в
темные
храмы...»,
«Девушка пела в церковном
хоре...», «Когда Вы стоите
на моем пути...», «На
железной дороге», цикл «На
поле
Куликовом»,
«Незнакомка»,
«Ночь,
улица, фонарь, аптека...»,
«О, весна, без конца и без
краю...», «О доблестях, о
подвигах, о славе...», «Она
пришла
с
мороза...»;
«Предчувствую Тебя. Года
проходят
мимо...»,
«Рожденные
в
года
глухие...», «Россия», «Русь
моя, жизнь моя, вместе ль
нам
маяться...»,
«Пушкинскому
Дому»,
«Скифы»

«Суламифь».
М. Горький
Рассказ
«Карамора»,
романы «Мать», «Фома
Гордеев»,
«Дело
Артамоновых»
Б.Н. Зайцев
Повести
и
рассказы
«Голубая звезда», «Моя
жизнь и Диана», «Волки».
И.С. Шмелев
Повесть
«Человек
из
ресторана», книга «Лето
Господне».
М.М. Зощенко*
A.
И.Солженицын*
B.
М. Шукшин*
В.Г. Распутин*
В.П. Астафьев*
Модернизм конца XIX XX века
А.А. Блок
Стихотворения:
«Ветер
принес
издалека...»,
«Встану
я
в
утро
туманное...»,
«Грешить
бесстыдно,
непробудно...»,
«Мы
встречались с тобой на
закате...»,
«Пляски
осенние, Осенняя воля,
Поэты,
«Петроградское
небо мутилось дождем...»,
«Я - Гамлет. Холодеет
кровь», «Я отрок, зажигаю
свечи...», «Я пригвожден к
трактирной стойке...»
Поэма «Соловьиный сад»
Л.Н. Андреев
Повести
и
рассказы:
«Большой
шлем»,
«Красный смех», «Рассказ
о
семи
повешенных»,
«Иуда Искариот», «Жизнь
Василия Фивейского».
12

Пьеса «Жизнь человека»
В.Я. Брюсов
Стихотворения:
«Ассаргадон», «Грядущие
гунны»,
«Есть
что-то
позорное
в
мощи
природы...»,
«Неколебимой истине...»,
«Каменщик»,
«Творчество»,
«Родной
язык». «Юному поэту»,
«Я»
К.Д. Бальмонт
Стихотворения:
«Безглагольность», «Будем
как солнце, Забудем о
том...»
«Камыши»,
«Слова-хамелеоны», «Челн
томленья», «Я мечтою
ловил уходящие тени...»,
«Я
изысканность
русской
медлительной
речи...»
A. А. Ахматова*
О.Э. Мандельштам*
Н.С. Гумилев
Стихотворения: «Андрей
Рублев»,
«Жираф»,
«Заблудившийся трамвай»,
«Из
логова
змиева»,
«Капитаны»,
«Мои
читатели»,
«Носорог»,
«Пьяный
дервиш»,
«Пятистопные
ямбы»,
«Слово», «Слоненок», «У
камина»,
«Шестое
чувство», «Я и вы»
B. В. Маяковский*
В.В. Хлебников
Стихотворения «Бобэоби
пелись губы...», «Заклятие
смехом», «Когда умирают
кони
дышат...»,
«Кузнечик», «Мне мало
надо»,
«Мы
желаем

13

А.А. Ахматова
Поэма «Реквием»

А.А. Ахматова
Стихотворения: «Вечером»,
«Все расхищено, предано,
продано...», «Когда в тоске
самоубийства...», «Мне ни
к чему одические рати...»,
«Мужество»,
«Муза»
(«Когда я ночью жду ее
прихода...».) «Не с теми я,
кто
бросил
землю...»,
«Песня последней встречи»,
«Сероглазый
король»,
«Сжала руки под темной
вуалью...», «Смуглый отрок
бродил по аллеям...»
С.А. Есенин
Стихотворения: «Гой ты,
Русь моя родная...», «Да!
Теперь
решено.
Без
возврата...», «До свиданья,
друг мой, до свиданья!..»,
«Не жалею, не зову, не
плачу...»,
«Песнь
о
собаке»,
«Письмо
к
женщине»,
«Письмо
матери»,
«Собаке

звездам тыкать...», «О
достоевскиймо
бегущей
тучи...», «Сегодня снова я
пойду...», «Там, где жили
свиристели...», «Усадьба
ночью, чингисхань...».
М.И. Цветаева*
С.А. Есенин*
В.В. Набоков*
И.Ф. Анненский,
К.Д. Бальмонт, А. Белый,
В.Я. Брюсов,
М.А. Волошин,
Н.С. Гумилев,
Н.А. Клюев,
И.
Северянин,
Ф.К. Сологуб,
В.В.
Хлебников,
В.Ф. Ходасевич
Литература
советского
времени
А.А. Ахматова
«Все мы бражники здесь,
блудницы...»,
«Перед
весной
бывают
дни
такие...», «Родная земля»,
«Творчество», «Широк и
желт вечерний свет...», «Я
научилась просто, мудро
жить...».
«Поэма без героя»
С.А. Есенин
«Клен ты мой опавший...»,
«Не бродить, не мять в
кустах
багряных...»,
«Нивы
сжаты,
рощи
голы...»,
«Отговорила
роща золотая...»,
«Мы
теперь
уходим
понемногу...»,
«Русь
советская», «Спит ковыль.
Равнина дорогая...», «Я
обманывать
себя
не
стану...». Роман в стихах
«Анна Снегина». Поэмы:
14

Качалова», «Шаганэ ты моя,
Шаганэ...», «Я последний
поэт деревни...» ________
В.В. Маяковский
Стихотворения:
«А
вы
могли бы?», «Левый марш»,
«Нате!»,
«Необычайное
приключение, бывшее с
Владимиром
Маяковским
летом на даче», «Лиличка!»,
«Послушайте!»,
«Сергею
Есенину», «Письмо Татьяне
Яковлевой», «Скрипка и
немножко
нервно»,
«Товарищу Нетте, пароходу
и человеку», «Хорошее
отношение к лошадям»
Поэма «Облако в штанах»,
«Первое вступление к поэме
«Во весь голос»___________
М.И. Цветаева
Стихотворения: «Генералам
двенадцатого года», «Мне
нравится, что вы больны не
мной...», «Моим стихам,
написанным так рано...»,
«О сколько их упало в эту
бездну...», «О, слезы на
глазах...».
«Стихи к
Блоку» («Имя твое - птица в
руке...»), «Тоска по родине!
Давно...»________________
О.Э. Мандельштам
Стихотворения:
«Бессонница. Гомер. Тугие
паруса...», «Мы живем под
собою не чуя страны...»,
«Я вернулся в мой город,
знакомый до слез...», «Я не
слыхал
рассказов
Оссиана...», «Notre Раше»
Б.Л. Пастернак
Стихотворения:
«Быть
знаменитым некрасиво...»,
«Во всем мне хочется

«Сорокоуст»,
«Черный
человек»
В.В. Маяковский
Стихотворения:
«Адище
города»,
«Вам!»,
«Домой!»,
«Ода
революции»,
«Прозаседавшиеся»,
«Разговор
с
фининспектором
о
поэзии», «Уже второй
должно быть ты легла...»,
«Юбилейное»
Поэма: «Про это»
М.И. Цветаева
Стихотворения:
«Все
повторяю первый стих...»,
«Идешь,
на
меня
похожий», «Кто создан из
камня...», «Откуда такая
нежность»,
«Попытка
ревности», «Пригвождена
к
позорному
столбу»,
«Расстояние:
версты,
мили...»
Очерк «Мой Пушкин»
О.Э. Мандельштам
Стихотворения:
«АйяСофия», «За гремучую
доблесть
грядущих
веков...», «Лишив меня
морей,
разбега
и
разлета...», «Нет, никогда
ничей
я
не
был
современник...»,
«Сумерки свободы», «Я к
губам
подношу
эту
зелень...»
Б.Л. Пастернак
Стихотворения: «Август»,
«Давай ронять слова...»,
«Единственные
дни»,
«Красавица
моя,
вся
стать...»,
«Июль»,
«Любимая - жуть! Когда

15

дойти...»,
«Гамлет»,
«Марбург», «Зимняя ночь»,
«Февраль. Достать чернил и
плакать!..»_______________
Е.И. Замятин
Роман «Мы»_____________
М.А. Булгаков
Повесть «Собачье сердце»
Романы «Белая гвардия»,
«Мастер и Маргарита»
А.П. Платонов.
Рассказы и повести: «В
прекрасном и яростном
мире»,
«Котлован»,
«Возвращение»___________
М.А. Шолохов
Роман-эпопея «Тихий Дон»
В.В. Набоков
Рассказы «Облако, озеро,
башня», «Весна в Фиальте»
А.И.
A.
И. Солженицын
Рассказ «Матренин двор»
Солженицын
Рассказ
«Один Книга «Архипелаг ГУЛаг»
день
Ивана B.Т. Шаламов
Денисовича»
Рассказы: «На представку»,
«Серафим»,
«Красный
крест»,
«Тифозный
карантин», «Последний бой
майора Пугачева»_________
И.А. Бродский
Стихотворения:
«Конец
прекрасной эпохи», «На
смерть
Жукова»,
«На
столетие Анны Ахматовой»,
«Ни страны, ни погоста...»,
«Рождественский романс»,
«Я входил вместо дикого
зверя в клетку...»_________
В.М. Шукшин
Рассказы
«Срезал»,
«Забуксовал», «Чудик»

любит поэт...», «Любить
иных - тяжелый крест...»,
«Никого не будет в
доме...», «О, знал бы я, что
так
бывает...»,
«Определение
поэзии»,
«Поэзия»,
«Про
эти
стихи», «Сестра моя жизнь
и
сегодня
в
разливе...», «Снег идет»,
«Столетье с лишним - не
вчера...»
Роман «Доктор Живаго»
М.А. Булгаков
Книга рассказов «Записки
юного врача». Пьесы «Дни
Турбиных»,
«Бег»,
«Кабала
святош»
(«Мольер»),
«Зойкина
квартира»
A.
П. Платонов
Рассказы и повести: «Река
Потудань», «Сокровенный
человек»,
«Мусорный
ветер»
М.А. Шолохов
Роман «Поднятая целина».
Книга рассказов «Донские
рассказы»
B.
В. Набоков
Романы
«Машенька»,
«Защита Лужина»
М.М. Зощенко
Рассказы: «Баня», «Жертва
революции»,
«Нервные
люди»,
«Качество
продукции»,
«Аристократка»,
«Прелести
культуры»,
«Тормоз
Вестингауза»,
«Диктофон», «Обезьяний
язык»
И.Э. Бабель
Книга
рассказов
«Конармия»
16

А.А. Фадеев
Романы
«Разгром»,
«Молодая гвардия»
И. Ильф, Е. Петров
Романы «12
стульев»,
«Золотой теленок»
Н.Р. Эрдман
Пьеса «Самоубийца»
А.Н. Островский
Роман «Как закалялась
сталь»
A.
И. Солженицын
Повесть
«Раковый
корпус», статья «Жить не
по лжи»
B.Т. Шаламов
Рассказы:
«Сгущенное
молоко»,
«Татарский
мулла и чистый воздух»,
«Васька
Денисов,
похититель
свиней»,
«Выходной день»
В.М. Шукшин
Рассказы
«Верую»,
«Крепкий
мужик»,
«Сапожки», «Танцующий
Шива»
Н.А. Заболоцкий
Стихотворения:
«В
жилищах наших», «Вчера,
о смерти размышляя...»,
«Где-то в поле, возле
Магадана...», «Движение»,
«Ивановы», «Лицо коня»,
«Метаморфозы». «Новый
Быт»,
«Рыбная лавка»,
«Искусство», «Я не ищу
гармонии в природе...»
А.Т. Твардовский
Стихотворения: «В тот
день, когда окончилась
война...», «Вся суть в
одном-единственном
завете...»,
«Дробится
рваный___________ цоколь
17

монумента...», «О сущем»,
«Памяти матери», «Я знаю,
никакой моей вины...»
И.А. Бродский
Стихотворения: «1 января
1965 года», «В деревне Бог
живет не по углам...»,
«Воротишься на родину.
Ну что ж...», «Осенний
крик
ястреба»,
«Рождественская звезда»,
«То
не
Муза
воды
набирает в рот...» «Я
обнял
эти
плечи
и
взглянул...»
Нобелевская лекция
Н.М. Рубцов
Стихотворения:
«В
горнице», «Видения на
холме», «Звезда полей»,
«Зимняя песня», «Привет,
Россия, родина моя!..»,
«Тихая
моя
родина!»,
«Русский
огонек»,
«Стихи»
Проза второй половины
XX века
Ф.А. Абрамов
Роман «Братья и сестры»
Ч.Т. Айтматов
Повести
«Пегий
пес,
бегущий краем моря»,
«Белый
пароход»,
«Прощай, Гюльсары»
В.П. Аксёнов
Повести «Апельсины из
Марокко», «Затоваренная
бочкотара»
В.П. Астафьев
Роман
«Царь-рыба».
Повести:
«Веселый
солдат»,
«Пастух
и
пастушка»
В.И. Белов
Повесть______«Привычное

18

дело», книга «Лад»
A.
Г. Битов
Книга очерков «Уроки
Армении»
B.
В. Быков
Повести: «Знак беды»,
«Обелиск», «Сотников»
Б.Л. Васильев
Повести: «А зори здесь
тихие», «В списках не
значился», «Завтра была
война»
Г.Н. Владимов
Повесть «Верный Руслан»,
роман «Генерал и его
армия»
В.Н. Войнович
«Жизнь и необычайные
приключения
солдата
Ивана Чонкина», «Москва
2042»
|
B.
С. Гроссман
Роман «Жизнь и судьба»
C.
Д. Довлатов
Книги «Зона», «Чемодан»,
«Заповедник»
Ю.О. Домбровский
Роман
«Факультет
ненужных вещей»
Ф.А. Искандер
«Детство Чика», «Сандро
из Чегема», «Кролики и
удавы»
Ю.П. Казаков
Рассказ «Во сне ты горько
плакал»
В.Л. Кондратьев
Повесть «Сашка»
Е.И. Носов
Повесть
«Усвятские
шлемоносцы»
Б.Ш. Окуждава
Повесть «Будь здоров,
школяр!»
В.Н. Некрасов

19

Повесть
«В
окопах
Сталинграда»
В.Г. Распутин
Рассказы
и
повести:
«Деньги для Марии»,
«Живи
и
помни»,
«Прощание с Матерой».
А.Д. Синявский
Рассказ «Пхенц»
A. и Б. Стругацкие
Романы: «Трудно быть
богом», «Улитка
на
склоне»
Ю.В. Трифонов
Повесть «Обмен»
B.
Ф. Тендряков
Рассказы: «Пара гнедых»,
«Хлеб для собаки»
Г.Н. Щербакова
Повесть «Вам
и
не
снилось»
Драматургия
второй
половины XX века:
А.Н. Арбузов
Пьеса «Жестокие игры»
А.В. Вампилов
Пьесы «Старший сын»,
«Утиная охота»
A.
М. Володин
Пьеса «Назначение»
B.
С. Розов
Пьеса «Гнездо глухаря»
М.М. Рощин
Пьеса
«Валентин
и
Валентина»
Поэзия второй половины
XX века
Б.А. Ахмадулина
A.
А. Вознесенский
B.С. Высоцкий
Е.А. Евтушенко
Ю.П. Кузнецов
А.С. Кушнер
Ю.Д. Левитанский
Л.Н. Мартынов_________
20

Вс.Н. Некрасов
Б.Ш. Окуджава
Д.С. Самойлов
Г.В. Сапгир
Б.А. Слуцкий
В.Н. Соколов
В.А. Солоухин
А.А. Тарковский
О.Г. Чухонцев
Современный
литературный процесс
Б.Акунин
«Азазель»
С. Алексиевич
Книги «У войны не
женское лицо», «Цинковые
мальчики»
Д.Л. Быков
Стихотворения, рассказы,
Лекции
о
русской
литературе
Э.Веркин
Повесть «Облачный полк»
Б.П. Екимов
Повесть «Пиночет»
A.
В. Иванов
Романы: «Сердце Пармы»,
«Золото бунта»
B.
С. Маканин
Рассказ
«Кавказский
пленный»
В.О. Пелевин
Рассказ
«Затворник
и
Шестипалый»,
книга
«Жизнь насекомых»
М. Петросян
Роман «Дом, в котором...»
Л.С. Петрушевская
«Новые
робинзоны»,
«Свой круг», «Гигиена»
3. Прилепин
Роман «Санькя»
В.А. Пьецух
«Шкаф»
Д.И. Рубина
21

Повести: «На солнечной
стороне улицы», «Я и ты
под
персиковыми
облаками»
О.А. Славникова
Рассказ
«Сестры
Черепановы»
Роман «2017»
Т.Н. Толстая
Рассказы: «Поэт и муза»,
«Серафим», «На золотом
крыльце сидели».
Роман «Кысь»
Л.Е. Улицкая
Рассказы,
повесть
«Сонечка»
Е.С. Чижова
Роман «Крошки Цахес»
Мировая литература
Г. Аполлинер
Стихотворения
O. Бальзак
Романы
«Гобсек»,
«Шагреневая кожа»
Г. Белль
Роман «Глазами клоуна»
Ш. Бодлер
Стихотворения
P. Брэдбери
Роман «451 градус по
Фаренгейту»
П. Верлен
Стихотворения
3. Верхарн
Стихотворения
У. Голдинг
Роман «Повелитель мух»
4 . Диккенс
«Лавка
древностей»,
«Рождественская история»
Г. Ибсен
Пьеса «Нора»
А. Камю
Повесть «Посторонний»
Ф. Кафка
22

Рассказ «Превращение»
X. Ли
Роман
«Убить
пересмешника»
Г.Г. Маркес
Роман
«Сто
лет
одиночества»
М. Метерлинк
Пьеса «Слепые»
Г. де Мопассан
«Милый друг»
У.С. Моэм
Роман «Театр»
Д. Оруэлл
Роман «1984»
Э.М. Ремарк
Романы «На западном
фронте без перемен», «Три
товарища»
А. Рембо
Стихотворения
Р.М.Рильке
Стихотворения
Д. Селлинджер
Роман «Над пропастью во
ржи»
У. Старк
Повести:
«Чудаки
и
зануды», «Пусть танцуют
белые медведи»
Ф. Стендаль
Роман «Пармская обитель»
Г. Уэллс
Роман «Машина времени»
Г. Флобер
Роман «Мадам Бовари»
О. Хаксли
Роман «О дивный новый
мир»,
Э. Хемингуэй
Повесть «Старик и море»,
роман «Прощай, оружие»
А. Франк
Книга «Дневник Анны
Франк»_________________
23

.

..

. —

«= ,

Б. Шоу
Пьеса «Пигмалион»
У. Эко
Роман «Имя Розы»
Т.С. Элиот
Стихотворения
Родная (региональная)
литература
Данный раздел списка
определяется школой в
соответствии с ее
региональной
принадлежностью
Литература
народов
России
Г. Айги, Р. Гамзатов,
М. Джалиль, М. Карим,
Д. Кугультинов, К.
Кулиев, Ю. Рытхэу,
Г. Тукай, К. Хетагуров,
Ю. Шесталов
(предлагаемый список
произведений является
примерным и может
варьироваться в разных
субъектах Российской
Федерации).

1. Проблемно-тематические блоки
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и
человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы»,
становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека;
конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала).
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и
родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь
и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура
повседневности).
Личность - общество - государство (влияние социальной среды на
личность человека; человек и государственная система; гражданственность и
патриотизм; интересы личности, интересы болынинства/меныпинства и
интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и
идеология).
Личность - природа - цивилизация (человек и природа; проблемы
освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и
духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).
24

Личность - история - современность (время природное и историческое;
роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни
человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы;
человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).
2. Историко- и теоретико-литературные блоки
Литература реализма (природное и социальное в человеке; объективная
истина и субъективная правда; проблема идеала, социального обустройства и
нравственного самосовершенствования человека в литературе реализма).
Литература модернизма - классическая и неклассическая, «высокого
модернизма» и авангардизма, отечественная и зарубежная (проблема
традиции и новизны в искусстве; Серебряный век русской культуры:
символизм, акмеизм, футуризм, неореализм, их представители).
Литература советского времени (литература советская, русского
зарубежья, неподцензурная - представители; проблема свободы творчества и
миссии писателя; литература отечественная, в том числе родная
(региональная), и зарубежная, переводы).
Современный литературный процесс (литература жанровая и
нежанровая; современные литературные институции - писательские
объединения, литературные премии, литературные издания и ресурсы;
литературные события и заметные авторы последних лет).
Литература и другие виды искусства (судьба художника в литературе и
тема творчества в литературе, литература и театр, кино, живопись, музыка и
др.; интерпретация литературного произведения).
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы
№
п/п

Раздел (Тема)

10 класс
Элементы содержания

Кол-во
часов

Деятельность на уроке литературы
Освоение стратегий чтения художественного произведения: чтение
конкретных произведений на уроке, стратегию чтения которых
выбирает
учитель
(медленное
чтение
с
элементами
комментирования; комплексный анализ художественного текста;
сравнительно-сопоставительное (компаративное) чтение и др.). В
процессе данной деятельности осваиваются основные приемы и
методы работы с художественным текстом. Произведения для
работы на уроке определяются составителем рабочей программы
(рекомендуется, что во время изучения одного модуля для
медленного чтения на уроке выбирается 1-2 произведения, для
компаративного чтения должны быть выбраны не менее 2
произведений).
Анализ художественного текста
Определение темы (тем) и проблемы (проблем) произведения.

25

Определение жанрово-родовой принадлежности. Субъектная
организация.
Пространство
и время
в художественном
произведении. Роль сюжета, своеобразие конфликта (конфликтов),
его составляющих (вступление, завязка, развитие, кульминация,
развязка, эпилог). Предметный мир произведения. Система образов
персонажей. Ключевые мотивы и образы произведения. Стих и
проза как две основные формы организации текста.
Методы анализа
Мотивный анализ. Поуровневый анализ. Компаративный анализ.
Структурный анализ (метод анализа бинарных оппозиций).
Стиховедческий анализ.
Работа с интерпретациями и смежными видами искусств и
областями знания
Анализ и интерпретация: на базовом уровне обучающиеся
понимают разницу между аналитической работой с текстом, его
составляющими,
и
интерпретационной
деятельностью.
Интерпретация научная и творческая (рецензия, сочинение и
стилизация, пародия, иллюстрация, другой способ визуализации);
индивидуальная и коллективная (исполнение чтецом и спектакль,
экранизация). Интерпретация литературного произведения другими
видами искусства (знакомство с отдельными театральными
постановками, экранизациями; с пластическими интерпретациями
образов и сюжетов литературы). Связи литературы с историей;
психологией; философией; мифологией и религией; естественными
науками
(основы
историко-культурного
комментирования,
привлечение научных знаний для интерпретации художественного
произведения).
Самостоятельное чтение
Произведения для самостоятельного чтения предлагаются
обучающимся в рамках списка литературы к модулю. На материале
произведений из этого списка обучающиеся выполняют итоговую
письменную работу по теме модуля (демонстрируют уровень
владения основными приемами и методами анализа текста).
Создание собственного текста
В устной и письменной форме обобщение и анализ своего
читательского опыта. Устные жанры: краткий ответ на вопрос,
сообщение (о произведении, об авторе, об интерпретации
произведения),
мини-экскурсия,
устная
защита
проекта.
Письменные жанры: краткий ответ на вопрос, мини-сочинение,
сочинение-размышление, эссе, аннотация, рецензия, обзор
(литературы по теме, книжных новинок, критических статей),
научное сообщение, проект и презентация проекта. Критерии
оценки письменных работ, посвященных анализу самостоятельно
прочитанных произведений, приведены в разделе «Результаты».
Использование ресурса_______________________________________
26

Использование библиотечных, архивных, электронных ресурсов при
работе с произведением, изучаемым в классе. Развитие навыков
обращения к справочно-информационным ресурсам, в том числе и
виртуальным. Самостоятельная деятельность, связанная с поиском
информации о писателе, произведении, его интерпретациях.
Формирование навыка ориентации в периодических изданиях,
других информационных ресурсах, освещающих литературные
новинки, рецензии современных критиков, события литературной
жизни (премии, мероприятия, фестивали и т.п.).
1. Проблемно-тематические блоки
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и
человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы»,
становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба
человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и
Высшие начала).
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и
родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в
семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения,
традиции, культура повседневности).
Личность - общество - государство (влияние социальной среды на
личность человека; человек и государственная система;
гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы
болыпинства/менынинства и интересы государства; законы морали
и государственные законы; жизнь и идеология).
Личность - природа - цивилизация (человек и природа; проблемы
освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти;
комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и
вызовы).
Личность - история - современность (время природное и
историческое; роль личности в истории; вечное и исторически
обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в
условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем
и в проектах будущего).
2. Историко- и теоретико-литературные блоки
Литература реализма (природное и социальное в человеке;
объективная истина и субъективная правда; проблема идеала,
социального обустройства и нравственного самосовершенствования
человека в литературе реализма).
Литература модернизма - классическая и неклассическая, «высокого
модернизма» и авангардизма, отечественная и зарубежная
(проблема традиции и новизны в искусстве; Серебряный век
русской культуры: символизм, акмеизм, футуризм, неореализм, их
представители).
Литература советского времени (литература советская, русского
зарубежья, неподцензурная - представители; проблема свободы

27

1

2

3

4

5
6
7
8

9

творчества и миссии писателя; литература отечественная, в том
числе родная (региональная), и зарубежная, переводы).
Современный литературный процесс (литература жанровая и
нежанровая; современные литературные институции - писательские
объединения, литературные премии, литературные издания и
ресурсы; литературные события и заметные авторы последних лет).
Литература и другие виды искусства (судьба художника в
литературе и тема творчества в литературе, литература и театр,
кино, живопись, музыка и др.; интерпретация литературного
произведения).
Реализм XIX века
Личность. Человек перед судом своей
Введение. Русская
совести, человек-мыслитель и человеклитература XIX века в
деятель, я и другой, индивидуальность
контексте мировой
и «человек толпы», становление
культуры.
личности: детство, отрочество, первая
любовь; судьба человека; конфликт
долга и чести; личность и мир,
личность и Высшие начала.
Литература первой половины XIX века
Классицизм, сентиментализм,
Россия в первой половине
романтизм. Зарождение реализма в
XIX века.
русской литературе первой половины
XIX века.
Творчество А. С. Пушкина - 9 часов
А.С.Пушкин. Основные
Темы и мотивы лирики.
этапы творческой
биографии.
Романтическая лирика
«Погасло дневное светило...», «К
периода южной и
морю» ,«Подражания Корану» (1X. «И
михайловской ссылок.
путник усталый на Бога роптал...»).
Тема поэта и поэзии.
«Поэт», «Поэту», «Осень».
Эволюция темы свободы и «Вольность», «Свободы сеятель
рабства.
пустынный...», «К Чаадаеву».
Философская лирика. Тема «Безумных лет угасшее веселье...»,
жизни и смерти. «Элегия». «Вновь я посетил...».
Петербургская повесть
А.С. Пушкина «Медный
всадник». Своеобразие,
жанр и композиция.
Социально-философские
проблемы поэмы. Образы
Евгения и Петра.

1

1

1

1

1
1
1
1

1

28

10

11

12
13

14
15

16

17

18

19
20

21

22

23

24

«Борис Годунов» А. С.
Пушкина - первая
подлинно русская трагедия
(В. Г. Белинский).
Р.р. Сочинение по
творчеству А. С. Пушкина.
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ - 7 часов
Своеобразие художественного мира.
М. Ю. Лермонтов. Очерк
жизни и творчества.
Молитва как жанр в лирике «Я, Матерь Божия, ныне с
молитвою...».
М.Ю. Лермонтова.
«Молитва».
«В полдневный жар в долине
Тема жизни и смерти.
«Валерик», «Сон».
Дагестана...».
«Как часто, пестрою толпою
Философские мотивы
окружен..», «Пророк», «И скучно и
лирики.
грустно».
Мотивы свободы и гордого «Выхожу один я на дорогу...», «Я не
одиночества
унижусь пред тобою».
в лирике М. Ю.
Лермонтова.
Образ демона в творчестве
i
М.Ю.Лермонтова. Поэма
«Демон».
Р.р. Сочинение по
творчеству М.Ю.
Лермонтова.
НИКОЛАЙ BAiСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ - 4 часа
Очерк жизни и творчества
Н.В. Гоголя.
Повесть «Невский
Судьба художника в литературе и тема
проспект» - история
творчества в литературе. Образ города
создания.
в повести.
Соотношение мечты и
действительности в
повести.
Особенности стиля Н.В.
Гоголя, своеобразие его
творческой манеры.
Литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы
второй половины XIX века.
А.Н. Островский - 7 часов
Жизнь и судьба

1

1

1
1

1
1

1

1
1

1
1

1

1

1

1

29

А.Н.Островского. Этапы
биографии и творчества.
25

Творческая история пьесы
«Гроза».

26

Город Калинов и его
обитатели. Душевная
трагедия Катерины.
Быт и нравы «тёмного
царства».
Сила и слабость характера
Катерины.
Пьеса Островского
«Бесприданница».
Р.р. Подготовка к
домашнему сочинению по
творчеству
А.Н.Островского.

27
28
29
30

31
32

33
34

35

36

37

Определение темы и проблемы
произведения. Основной конфликт и
расстановка действующих сил в
«Грозе».

1

1

Молодое поколение в пьесе А.Н.
Островского «Гроза».
Статья Н. Добролюбова «Луч света в
тёмном царстве».

И.Л. Гончаров - 5 часов
И. А. Гончаров. Основные
этапы жизни и творчества.
Роман «Обломов». Образ Проблемы болезни и смерти; комфорт
главного героя. Понятие и духовность; современная
«обломовщина».
цивилизация, ее проблемы и вызовы.
Роль
второстепенных
персонажей в романе.
Художественное
мастерство Гончарова в
романе.
«Что такое обломовщина?
Роман
«Обломов»
в русской критике.
И.С. Тургенев - 8 часов
Жизненный и творческий
Определение жанрово-родовой
путь И.С.Тургенева.
принадлежности. Творческая история
романа «Отцы и дети».
Взаимоотношения
Личность и семья (место человека в
Базарова с Н.П. и П.П.
семье и обществе, семейные и
Кирсановыми.
родственные отношения; мужчина,
женщина, ребенок, старик в семье;
любовь и доверие в жизни человека, их
ценность; поколения, традиции,
культура повседневности).

1
1
1
1

1
1

1
1

1

1

1

30

1
Базаров и Одинцова.
Любовь в жизни героев
романа.
1
39 Базаров и его родители.
1
40 Нигилизм и его
последствия.
1
41 Е. В. Базаров.
1
42 Споры в критике вокруг
романа «Отцы и дети».
1
43 Р. р. Сочинение по
роману «Отцы и дети».
Поэзия середины и второй половины 19 века. Фёдор Иванович Тютчев - 3 часа
1
44 Ф.И.Тютчев. Очерк жизни «Как хорошо ты, о море ночное», «Не
то, что мните вы, природа»,
и творчества.
«Природа». Основные темы и идеи
лирики поэта. Лирика природы.
45 Философская лирика.
1
«Умом Россию не понять»,
«Силентиум»,
46 Любовная лирика.
1
«К.Б.», «Нам не дано предугадать», «О,
как убийственно мы любим».
_ ...
------А .А. Фет - 2 часа
47 Этапы биографии и
Личность - природа - цивилизация
1
творчества А. А. Фета.
(человек и природа; проблемы
освоения и покорения природы).
48 Основные мотивы
«Еще майская ночь», «Хочу и не
1
творчества А. А. Фета.
могу», «Сияла ночь», «Учить у них - у
дуба, у березы», «Шепот, робкое
дыханье», «Я пришел к тебе с
приветом», «Я тебе ничего не скажу».
Алексей Константинович Толстой - 2 часа
49 Очерк жизни и творчества
1
А.К.Толстого.
50 Ведущие темы лирики
«Средь шумного бала, случайно»,
1
поэта.
«Край, ты мой, родимый край», «Меня,
во мраке и в пыли», «Двух станов не
боец».
Н.А. Некрасов -1 1 часов
51 Очерк жизни и творчества
1
Н. А. Некрасова.
52 Основные темы и идеи
Тема народной жизни.
1
лирики Н.А. Некрасова.
53 Судьба народа как предмет «В дороге», «Еду ли ночью по улице
1
лирических переживаний
темной...».
страдающего поэта.
38

31

54

55

56
57
58
59
60
61

62
63

64
65

66

67

68

«Элегия», «Вчерашний день, часу в
шестом...», «Поэт и гражданин», «О
Муза! Я у двери гроба...», «Блажен
незлобивый поэт...».
«Мы с тобой бестолковые люди...»,
«Вечные» темы в поэзии
«Я не люблю иронии твоей...»
Н.А. Некрасова (любовь,
«Внимая ужасам войны», «В полном
природа, смерть).
разгаре страда деревенская».
Поэма «Кому на Руси жить Горькая доля народа пореформенной
России.
хорошо».

1

Душа народа русского.
Народ в споре о счастье.
Идейный смысл рассказов
о грешниках.
Народ и Гриша
Добросклонов.
Р. р. Подготовка к
домашнему сочинению по
творчеству Некрасова.
Н.Г. Чернышевский - 2 часа
Н.Г.Чернышевский. Очерк Эстетическая теория Чернышевского.
жизни и творчества.
Роман «Что делать?»
Роль романа в литературном процессе
(обзор).
60-х - 70-х годов XIX века.
Идеологические, этические и
эстетические проблемы в романе.
Н.С. Лесков - 3 часа
Н.С.Лесков. Очерк жизни и
творчества.
Повесть «Очарованный
Идейно - художественное своеобразие.
странник».
М.Е. Салтыков - Щедрин - 4 часа
Этапы биографии и
Художественный мир писателя.
творчества
М.Е. Салтыкова Щедрина.
Роман - хроника «История
одного города» как
сатирическое
произведение.
Роман «Господа
Головлевы».
Ф.М. Достоевский - 12 часов

1

Образ Музы в лирике А.Н.
Некрасова.

1

1

1
1
1
1

1
1

1
1

1

1

1

32

69

70

71

72

73
74
75

76

77
78
79

80

81
82

Субъектная организация.
Пространство и время в
художественном произведении
Роль сюжета, своеобразие конфликта,
Роман «Преступление и
его составляющих( вступление, ^
наказание».
завязка, кульминация, развязка,V, i
эпилог). В Петербурге Достоевфюбр
или «Лик мира сего»._______ >;
«Потрясённый, выбитый из Личность - общество - государство^
(влияние социальной среды на
колеи герой» или
личность человека; человек и
Раскольников среди
государственная система;; жиз^
«униженных и
оскорблённых» ._________ идеология)._______________
«Потрясённый, выбитый из
колеи герой» или
Раскольников среди
«униженных и
оскорблённых» ._________
Преступление Раскольникова. ( ^
Идея Раскольникова о
праве сильной личности.
Раскольников и «сильные
мира сего».______________
«Солгал-то он
бесподобно, а на натуру то и не сумел рассчитать».
«Семья Мармеладовых.
«Правда» Сони
Мармел адовой.__________
Последние страницы
Воскрешение человека в
романа._________________ Раскольникове через любовь.
Роман «Идиот».
Судьба и облик главного героя
романа - князя Мышкина.____
Образ Настасьи
Филипповны, его роль в
нравственной
проблематике романа.
Р.р. Подготовка к
домашнему сочинению по
творчеству
Ф.М. Достоевского.______
Л.Н. Толстой —14 часов
«Толстой - это целый мир» Жизненный и творческий путь Л. Н.
(М. Горький).
Толстого.
«Правда» войны в

Ф.М.Достоевский. Этапы
биографии и творчества.

*

1 в

1
1

33

\>
.
В11ШИ V
ЗОЛНдОИД ЗЭиА лНОЛ э и н ^ ) / э я о д | |
UUi-t» Л lU A cl^
\\.D L >

х & ш д а р в й ), су д ьб а.

п о э т а в л и р 1[к е п о э т е с с ы .

T.T.WАмИХХВ1Г И ф с^Ц
а т ,™

кш >ш 9

каэлв г ш гэх вх й й эо д

1 1 W
ш

ВсГэлв г ш г э х т ш э о д 1

л д

« Му

о

1&»,

К1ГСНИ 1

BE И1 ш н э а х э х э а х о
О с и п

BE И1 1 ь ш т щ ? о .

ВИСНИ 0 £

.1. 1.17*1/ А м и х м в г а ф с ^ и
BE ИГ ( н н э а х о х э а х о

И1ЯИ НЭЯХЭХЭЯХО

B H X B H d u o d a i^ am io 'T irax M X ^ ao o d M

9

« C ej

)ОГЛ£ЩзШг К Й р й А М ^ ^ Ж З ^ р у к г

п о д

гем н ой

1

IМ

внш и 6Z

\ ко н ф л и кт
:и .
висни 2Z
имоЛ э

1

1

S

B y a M ^ R S W S ira a o d n
иатгатиТГпН ктгГ/

ам вделш ш ш ааа^ш ф новиоЕ эд

«Б ес с о н н и й Ж

^ й ё Ш

^ М

О г

V

м ой

1

горо
К ул!

> т у р о щ ш й Ш ^ (й Ш Ш » н ё

М уЗБ ш а л ь н а я п р и р о д а э с т е т и ч е с к о г

KdaxB г и и э х в х и и о о д

BE И1<1н н э а х э х э а х о

L

П Я П 0 С^ ? < г Ш $ У в

Э м и л ь е в и *

5 8 Й> 1{©?я5Р1Ш й л е л ь ш т а ^ Ғ 01111
KdaxB г и ч г э х в х и и э о я
в р ем я , л и ч н ость,
X J .1/ 1/ л Ж х н в и й ф о а и

ИМ/

и и п м в э и н э г г э а о с 1ц и ш 'ш г т т л й п

(KaYMtnrHRbX'gn и

А м и хм вч ги ф с^ц

‘Трш здчееаи

кто

.
Т рғн
/-ЛК4
*1ia поэта и напола ос о тоаж еп и
п е т ie « P e K ^ J ^ W ^ o t r B d o u o a B d u ,,

_KdaiBi г и т г а т т и п п о а __

§^JB

ми ^

б р о с и Л > э а № 1л т о » у х о Т щ о р ч ш : в « щ и в # ) о , щ а я

ВИШИ с
тт' Ж
мгтдотттд
тд
LV^I
Г и П И 11

xjJctf

I .lW

«

з е м л я » , Ш б М ^ : Ш # Ш ? 1Ж & & т о в а и
о и M O xoadM adsu в н m n r X x o d u и о а э к э Н
П уш
K I i ¥ ftH 9 b'9 a o d u ) « j o x a i r ijA a x o a B d tfg »

B d s jB г и с г э х в х и и э о д

- Ж

1

т а к и е » « Р ч а ш ш е о т е ^ р ^ с ^ в с й н й ш ш о ь I.

lilllvllXdXvviJLI |
г’ ^
СС ~
ээ .
С у д ь б а Р о с с И И И Ь _ у д ь 0 с1

ле - 1

b
ДНИ

е
о

Й Ш та.
п ере ж и в а н и я М Й ^ Ш
и х э о н э в и о Е э д чнэР

Ж1№^ШД>4Ч!)1б(9Й91Ш Ч^Яс1етера1
«Н е' %ш г ^ й 1 ^ « 9т е т а £э9>>
« М ь

H3 >KBXMAdx9 HH a H H a t r a a o d p
с о в р C M C H H H K // 3 „ X H Iitj II0 (j3 j ^

Z
ы »,

1

1
U /II о {

М а р и н а И в а н о в н а Ц в ет я ев а Х З ч .)
внш н ^

j n x u y c u n u n u d u СП

1

§ 9*9
ВИ1Е1 э^йШЧЙЖТб&юВЙЙШ^вв'Л&юнжо
к Б л о к у » . Т е м а т в о р ч е с т в ^ ' | ю ^ ^ 4£ ^ о л > ^ \
7* \
п о эзи и .
е н и т г г е д р А л ^ В ^ эт«С\\
I ■*
/ |”2
6 1 .

Л ю б о в н ая л и р и к а. Т ем

« М н е н р ави тся,

1

43

Родины.

мной», «Идешь на меня похожий»,
«Откуда такая нежность», «Попытка
ревности»

Сочинение по
творчеству А.
Ахматовой, О.
Мандельштама, М.
Цветаевой.
Михаил Александрович Шолохов (8 ч.)
63. М. А. Шолохов: судьба, Литература и другие виды искусства
(литература и театр, кино, живопись,
личность, творчество.
музыка и др.; интерпретация
литературного произведения).
Шолоховская концепция Гражданской
войны «Донских рассказах».
64. «Тихий Дон» - романэпопея о всенародной
трагедии на стыке эпох.

1

65.

Глубокое постижение
автором исторических
процессов, правдивое
изображение
Гражданской войны.

1

66.

Становление характера
Григория Мелехова
через призму событий
Гражданской войны.

1

67.

Трагедия Григория
Мелехова.

1

68.

Женские судьбы в
романе.

1

69.

«Тихий Дон» - широкое
эпическое полотно о
судьбе народа в эпоху
революций и
Гражданской войны.

1

70.

Сочинение по роману
«Тихий Дон».

1

62.

Литература периода Великой Отечественной войны. (Обзор) (6 ч.)
71. Литература периода
В.В. Быков «Сотников», Б. Васильев
ВОВ: поэзия, проза,
«В списках не значился», Кондратьев

1

1

1

44

драматургия (обзор).

«Сашка».
Гражданственность и патриотизм;
интересы личности, интересы
болыпинства/менынинства и интересы
государства; законы морали и
государственные законы.
1

72.

Русская литература 2-й
половины 20 в. (обзор).

73.

Поэзия 1960-х гг.
(обзор).

74.

Новое осмысление
военной темы в русской В. П. Астафьев. Роман «Прокляты и
литературе 50-90-х гг. 20 убиты».
в. (обзор).

1

75.

А. Т. Твардовский:
судьба, личность,
творчество.

«В тот день, когда окончилась война»,
«Памяти матери», «Я знаю, никакой
моей вины». Лирика: размышление о
настоящем и будущем Родины.

1

76.

Осмысление темы
войны.

Окуджава «Ах, война», Ю. Друнина, К.
Симанов, В. Некрасов «В окопах
Сталинграда». Мысли и чувства о
вечном долге перед павшими на полях
сражений.

1

77.

Н. Рубцов «Звезда полей».

Борис Леонидович Пастернак (4 ч.)
Б. Л. Пастернак: Судьба,
Основные темы и мотивы лирики.
личность, творчество.

1

1

78.

Философский характер
лирики.

79.

«Доктор Живаго»:
история создания,
проблематика,
художественное
своеобразие романа.

1

80.

«Доктор Живаго»:
соединение эпического и Тема интеллигенции.
лирического начал.

1

81.

«Гамлет», «Зимняя ночь», «Февраль.
Достать чернил и плакать».

Александр Исаевич Солженицын (3 ч.)
А. И. Солженицын:
Сюжетно-композиционные
судьба, личность,
особенности повести «Один день

1

1

45

творчество.

Ивана Денисовича».

82.

«Один день Ивана
Денисовича».

Личность - история - современность
(время природное и историческое; роль
личности в истории; вечное и
исторически обусловленное в жизни
человека и в культуре; свобода
человека в условиях абсолютной
несвободы; человек в прошлом, в
настоящем и в проектах будущего).
Характер героя как способ выражения
авторской позиции.

83.

В. Шаламов «Тифозный
карантин», «Сгущённое
молоко».

84.

1

1

Литература 50—90-х годов (Обзор) (8 ч.)
Н. М. Рубцов. Судьба,
Стих и проза как две основные формы
личность, творчество.
организации текста. Литература
реализма (природное и социальное в
человеке; объективная истина и
субъективная правда; проблема идеала,
социального обустройства и
нравственного самосовершенствования
человека в литературе реализма).
Основные мотивы и темы лирики.

1

Н. Заболоцкий «Искусство», «Я не ищу
гармонии в природе».
85.

«Деревенская проза» в
русской современной
литературе.

Основные представители,
проблематика. Человек и природа в
повествовании в рассказах В. П.
Астафьева «Царь-рыба».

1

86.

В. Г. Распутин. Судьба
народа и природы.

«Прощание с Матерой», «Пожар»,
«Живи и помни». В. Шукшин
«Срезал», «Чудик».

1

87.

И. А. Бродский. Судьба,
личность, творчество.

«На смерть Жукова», «Рождественский
романс», «Рождественская звезда».
Основные темы и мотивы лирики.

1

88.

Авторская песня, ее
место в развитии
литературного процесса
1950-90-х гг.

1
Поэзия Б. Ш. Окуджавы, В. С.
Высоцкого.

46

89.

90.

91.

92.
93.

94.

1

Внутренний мир
личности и ее
взаимоотношения с
различными аспектами
реальности.

Повесть Ю. Трифонова «Обмен».

Темы и проблемы
современной русской
драматургии.

Мотивный анализ. Мотив духовного
падения в пьесе А. В. Вампилова
«Утиная охота».

Из зарубежной литературы (7 ч.)
Онорэ Бальзак «Гобсек», Обзор литературы. Голдинг, Диккенс,
«Шагреневая кожа».
Маркес, Оруэлл, Селлинджер,
Стендаль, Уэлс, Флобер.
Духовно-нравственные проблемы
Б. Шоу.
пьесы «Дом, где разбиваются сердца».
Т. С. Элиот.
Проблема маленького человека в
стихотворении «Любовная песнь
Альфреда Пруфрока».
Р. Брэдбери «451 градус
по Форенгейту».

1

1

1
1

1

95.

Э. Хемингуэй. «Старик и Символический смысл и глубокий
море».
философский подтекст повети-притчи.

1

96.

Э. М. Ремарк. Роман
«Три товарища».

1

97.

98.

Герои романа как представители
«потерянного поколения».

Итоговые уроки (4 ч.)
Современный
Современный литературный процесс
литературный процесс.
(литература жанровая и нежанровая;
современные литературные
институции - писательские
объединения, литературные премии,
литературные издания и ресурсы;
литературные события и заметные
авторы последних лет).Б. Акунин
«Азазель», В. Пелевин «Жизнь
насекомых». Современная женская
проза. Д. Рубина, Т. Толстая, Л.
Улицкая, Е. Чижова. Урок-тренинг
«Душа обязана трудиться и день, и
ночь...». Родная, региональная
литература. П.Бажов, Д. МаминСибиряк, Б. Рыжий.
Итоговое сочинение по
творчеству поэтов и

Создание собственного текста.

1

1

писателей 2-й половины
20 в.
99.

Итоговый урок.
«Большое видится на
расстоянии...».

1

Итого: 99 час

48


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».