Приложение 3 к Основной общеобразовательной программе образовательной программе среднего общего образования ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО: на педагогическом совете МБОУ СОШ № 154 Протокол № 11 от «26» мая 2022 директор МБОУ СОШ № 154 /falhoL'f'" Валамина О.В. Приказ № 21-0 от «26» мая 2022 Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» Уровень образования - СОО Уровень изучения предмета - базовый Срок реализации - 2 года 10-11 классы Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, 1 способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой 2 информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Предметные результаты изучения предметной области "Основы безопасности жизнедеятельности" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса основ безопасности жизнедеятельности должны отражать: 1) сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора; 2) знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз; 3) сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения; 4) сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности; 5) знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; 6) знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.); 3 7) знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; 8) умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники; 9) умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 10) знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка; 11) знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе; 12) владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике. Планируемые предметные результаты освоения ООП Основы комплексной безопасности Комментировать назначение основных нормативных правовых актов, определяющих правила и безопасность дорожного движения; использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения; объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при управлении двухколесным транспортным средством; действовать согласно указанию на дорожных знаках; пользоваться официальными источниками для получения информации в области безопасности дорожного движения; прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих людей); составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств); комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды; использовать основные нормативные правовые акты в области 4 охраны окружающей среды для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды; распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания; описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия; определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в зависимости от поражающего фактора при ухудшении экологической обстановки; опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, для обращения в случае необходимости; опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки; пользоваться официальными источниками для получения информации об экологической безопасности и охране окружающей среды; прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды; составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и при ухудшении экологической обстановки; распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби; соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих законодательству РФ; использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий хобби; пользоваться официальными источниками для получения информации о рекомендациях по обеспечению безопасности во время современных молодежными хобби; прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий современными молодежными хобби; применять правила и рекомендации для составления модели личного безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби; распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной разметкой; использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за асоциальное поведение на транспорте; пользоваться официальными источниками для получения информации о правилах и рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте; прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на 5 транспорте; составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте. Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций; использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; оперировать основными понятиями в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций; раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб по защите населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения; приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, характерных для региона проживания, и опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы, особенности и последствия; использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля; действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации; вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи; прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; пользоваться официальными источниками для получения информации о защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время; составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации Характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской Федерации; объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма; оперировать основными понятиями в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации; раскрывать предназначение общегосударственной системы 6 противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму; объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму; комментировать назначение основных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации; описывать органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации; пользоваться официальными сайтами и изданиями органов исполнительной власти, осуществляющих противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации, для обеспечения личной безопасности; использовать основные нормативные правовые акты в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации для изучения и реализации своих прав, определения ответственности; распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность; распознавать симптомы употребления наркотических средств; описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств; использовать официальные сайты ФСБ России, Министерства юстиции Российской Федерации для ознакомления с перечнем организаций, запрещенных в Российской Федерации в связи с экстремистской и террористической деятельностью; описывать действия граждан при установлении уровней террористической опасности; описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции; составлять модель личного безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции. Основы здорового образа жизни Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области здорового образа жизни; использовать основные нормативные правовые акты в области здорового образа жизни для изучения и реализации своих прав; оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни; описывать факторы здорового образа жизни; объяснять преимущества здорового образа жизни; объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и государства; описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на 7 здоровье человека; раскрывать сущность репродуктивного здоровья; распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное здоровье; пользоваться официальными источниками для получения информации о здоровье, здоровом образе жизни, сохранении и укреплении репродуктивного здоровья. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области оказания первой помощи; использовать основные нормативные правовые акты в области оказания первой помощи для изучения и реализации своих прав, определения ответственности; оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи; отличать первую помощь от медицинской помощи; распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять мероприятия по ее оказанию; оказывать первую помощь при неотложных состояниях; вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи; выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с использованием подручных средств и средств промышленного изготовления; действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и санитарного назначения; составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи пострадавшему; комментировать назначение основных нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологическом благополучия населения; использовать основные нормативные правовые акты в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо опасных инфекционных заболеваний; классифицировать основные инфекционные болезни; определять меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний; действовать в порядке и по правилам поведения в случае возникновения эпидемиологического или бактериологического очага. Основы обороны государства Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области обороны государства; характеризовать состояние и тенденции развития современного мира и России; описывать национальные интересы РФ и стратегические 8 национальные приоритеты; приводить примеры факторов и источников угроз национальной безопасности, оказывающих негативное влияние на национальные интересы России; приводить примеры основных внешних и внутренних опасностей; раскрывать основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности; разъяснять основные направления обеспечения национальной безопасности и обороны РФ; оперировать основными понятиями в области обороны государства; раскрывать основы и организацию обороны РФ; раскрывать предназначение и использование ВС РФ в области обороны; объяснять направление военной политики РФ в современных условиях; описывать предназначение и задачи Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное и военное время; характеризовать историю создания ВС РФ; описывать структуру ВС РФ; характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи; распознавать символы ВС РФ; приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ. Правовые основы военной службы Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области воинской обязанности граждан и военной службы; использовать нормативные правовые акты для изучения и реализации своих прав и обязанностей до призыва, во время призыва, во время прохождения военной службы, во время увольнения с военной службы и пребывания в запасе; оперировать основными понятиями в области воинской обязанности граждан и военной службы; раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности гражданина РФ; характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе; раскрывать организацию воинского учета; комментировать назначение Общевоинских уставов ВС РФ; использовать Общевоинские уставы ВС РФ при подготовке к прохождению военной службы по призыву, контракту; описывать порядок и сроки прохождения службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы; объяснять порядок назначения на воинскую должность, присвоения и лишения воинского звания; 9 различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ; описывать основание увольнения с военной службы; раскрывать предназначение запаса; объяснять порядок зачисления и пребывания в запасе; раскрывать предназначение мобилизационного резерва; объяснять порядок заключения контракта и сроки пребывания в резерве. Элементы начальной военной подготовки Комментировать назначение Строевого устава ВС РФ; использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой подготовки; оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ; выполнять строевые приемы и движение без оружия; выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него; выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении; приводить примеры команд управления строем с помощью голоса; описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова; выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и смазки; описывать порядок хранения автомата; различать составляющие патрона; снаряжать магазин патронами; выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб; описывать явление выстрела и его практическое значение; объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного и убойного действия пули при поражении противника; объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела; выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по неподвижным целям; объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы; выполнять изготовку к стрельбе; производить стрельбу; объяснять назначение и боевые свойства гранат; различать наступательные и оборонительные гранаты; описывать устройство ручных осколочных гранат; выполнять приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат; выполнять меры безопасности при обращении с гранатами; объяснять предназначение современного общевойскового боя; 10 характеризовать современный общевойсковой бой; описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их оборудования; выполнять приемы «К бою», «Встать»; объяснять, в каких случаях используются перебежки и переползания; выполнять перебежки и переползания (по-пластунски, на получетвереньках, на боку); определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде и признакам местных предметов; передвигаться по азимутам; описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1); применять средства индивидуальной защиты; действовать по сигналам оповещения исходя из тактико технических характеристик (ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения; описывать состав и область применения аптечки индивидуальной; раскрывать особенности оказания первой помощи в бою; выполнять приемы по выносу раненых с поля боя. Военно-профессиональная деятельность Раскрывать сущность военно-профессиональной деятельности; объяснять порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям; оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военно-профессиональной деятельности; характеризовать особенности подготовки офицеров в различных учебных и военно-учебных заведениях; использовать официальные сайты для ознакомления с правилами приема в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России. Основы комплексной безопасности Объяснять, как экологическая безопасность связана с национальной безопасностью и влияет на нее . Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций Устанавливать и использовать мобильные приложения служб, обеспечивающих защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной безопасности. Основы обороны государства Объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и модернизации ВС РФ; приводить примеры применения разлиты х типов вооружения и военной техники в войнах и конфликтах различных исторических периодов, прослеживать их эволюцию. 11 Элементы начальной военной подготовки Приводить примеры сигналов управления строем с помощью рук, флажков и фонаря; определять назначение, устройство частей и механизмов автомата Калашникова; выполнять чистку и смазку автомата Калашникова; выполнять нормативы неполной разборки и сборки автомата Калашникова; описывать работу частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе; выполнять норматив снаряжения магазина автомата Калашникова патронами; описывать работу частей и механизмов гранаты при метании; выполнять нормативы надевания противогаза, респиратора и общевойскового защитного комплекта (ОЗК). Военно-профессиональная деятельность Выстраивать индивидуальную траекторию обучения с возможностью получения военно-учетной специальности и подготовки к поступлению в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России; оформлять необходимые документы для поступления в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России. Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» Базовый уровень Основы комплексной безопасности Экологическая безопасность и охрана окружающей среды. Влияние экологической безопасности на национальную безопасность РФ. Права, обязанности и ответственность гражданина в области охраны окружающей среды. Организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, и порядок обращения в них. Неблагоприятные районы в месте проживания и факторы экориска. Средства индивидуальной защиты. Предназначение и использование экологических знаков. Безопасность на транспорте. Правила безопасного поведения в общественном транспорте, в такси и маршрутном такси, на железнодорожном транспорте, на воздушном и водном транспорте. Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков безопасности и сигнальной разметки. Виды ответственности за асоциальное поведение на транспорте. Правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств: мопедов, мотоциклов, легкового автомобиля). Предназначение и использование дорожных знаков. Явные и скрытые опасности современных молодежных хобби. 12 Последствия и ответственность. Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций. Основы законодательства Российской Федерации по организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Права, обязанности и ответственность гражданина в области организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Составляющие государственной системы по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Основные направления деятельности государства по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, характерные для региона проживания, и опасности и чрезвычайные ситуации, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий. Правила и рекомендации безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и в условиях опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, для обеспечения личной безопасности. Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков безопасности, сигнальной разметки и плана эвакуации. Средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля. Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации. Сущность явлений экстремизма, терроризма и наркотизма. Общегосударственная система противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму: основы законодательства Российской Федерации в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму; органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации; права и ответственность гражданина в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации. Способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств. Правила и рекомендации безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции. Основы здорового образа жизни. Основы законодательства Российской Федерации в области формирования здорового образа жизни. Факторы и привычки, разрушающие здоровье. Репродуктивное здоровье. Индивидуальная модель здорового образа жизни. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. Основы законодательства Российской Федерации в области оказания первой помощи. Права, обязанности и ответственность гражданина при оказании первой помощи. Состояния, требующие проведения первой помощи, мероприятия и способы оказания первой помощи при неотложных 13 состояниях. Правила и способы переноски (транспортировки) пострадавших. Основы законодательства Российской Федерации в сфере санитарноэпидемиологического благополучия населения. Права, обязанности и ответственность гражданина в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Основные инфекционные заболевания и их профилактика. Правила поведения в случае возникновения эпидемии. Предназначение и использование знаков безопасности медицинского и санитарного назначения. Основы обороны государства. Состояние и тенденции развития современного мира и России. Национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты. Факторы и источники угроз национальной и военной безопасности, оказывающие негативное влияние на национальные интересы России. Содержание и обеспечение национальной безопасности РФ. Военная политика Российской Федерации в современных условиях. Основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, их предназначение и задачи. История создания ВС РФ. Структура ВС РФ. Виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи. Воинские символы, традиции и ритуалы в ВС РФ. Основные направления развития и строительства ВС РФ. Модернизация вооружения, военной и специальной техники. Техническая оснащенность и ресурсное обеспечение ВС РФ. Правовые основы военной службы. Воинская обязанность. Подготовка граждан к военной службе. Организация воинского учета. Призыв граждан на военную службу. Поступление на военную службу по контракту. Исполнение обязанностей военной службы. Альтернативная гражданская служба. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по контракту и для проходящих альтернативную гражданскую службу. Воинские должности и звания. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ. Увольнение с военной службы. Запас. Мобилизационный резерв. Элементы начальной военной подготовки. Строи и управление ими. Строевые приемы и движение без оружия. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Строи отделения. Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова. Работа частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе. Неполная разборка и сборка автомата Калашникова для чистки и смазки. Хранение автомата Калашникова. Устройство патрона. Меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб. Основы и правила стрельбы. Ведение огня из автомата Калашникова. Ручные осколочные гранаты. Меры безопасности при обращении с ручными 14 осколочными гранатами. Современный общевойсковой бой. Инженерное оборудование позиции солдата. Способы передвижения в бою при действиях в пешем порядке. Элементы военной топографии. Назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования средств индивидуальной защиты (СИЗ) (противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1). Действия по сигналам оповещения. Состав и применение аптечки индивидуальной. Оказание первой помощи в бою. Способы выноса раненого с поля боя. Военно-профессиональная деятельность. Цели и задачи военно-профессиональной деятельности. Военно-учетные специальности. Профессиональный отбор. Военная служба по призыву как этап профессиональной карьеры. Организация подготовки офицерских кадров для ВС РФ, МВД России, ФСБ России, МЧС России. Основные виды высших военно-учебных заведений ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России. Подготовка офицеров на военных кафедрах образовательных организаций высшего образования. Порядок подготовки и поступления в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № п/п 1 2 Раздел/Тема Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. 10 класс Элементы содержания Навыки выживания в автономном существовании. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, на стадионе, на вокзале и т.д. Особенности уголовной ответственности и Количество часов 1 1 наказания несовершеннолетних. Виды наказаний. Правила и рекомендации безопасного поведения в условиях опасных и 15 3 4 5 чрезвычайных ситуаций социального характера. Основные положения Основные положения Концепции национальной Концепции безопасности РФ. Основы национальной законодательства безопасности РФ. Российской Федерации по организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Права, обязанности и ответственность гражданина в области организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Составляющие государственной системы по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации Отработка практических природного, действий при ЧС. техногенного характера . Чрезвычайные ситуации природного (метеорологические, геологические, гидрологические, биологические), техногенного (аварии на транспорте и объектах экономики, радиационное и химическое загрязнение местности) характера Единая государственная РСЧС, история ее система предупреждения создания, предназначения, и ликвидации структура, задачи, чрезвычайных ситуаций решаемые по защите природного и населения от техногенного характера. чрезвычайных ситуаций. Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций. Основные направления деятельности государства по защите 1 1 1 16 6 7 8 населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Законодательство РФ. Законы и другие Основы законодательства нормативно правовые акты РФ по обеспечению Российской Федерации по безопасности. организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона. Гражданская оборона, её предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Гражданская оборона история её создания, предназначения и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация управления ГО. Структура управления и органы управления ГО. Правила и рекомендации безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и в условиях опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, для обеспечения личной безопасности. Современные средства Ядерное, химическое, поражения. бактериологическое оружие. Современные средства поражения. Обеспечение личной безопасности. Способы защиты от современных 1 1 1 17 9 Чрезвычайные ситуации социального характера. 10 Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств РФ по защите населения и территории от ЧС. 11 Организация инженерной защиты населения от обычных средств поражения. Неблагоприятные районы в месте проживания и факторы экориска. Средства индивидуальной защиты. Правила поведения в условиях ЧС социального характера (терроризм, вооруженные конфликты). Правила безопасного поведения человека при угрозе террористического акта и захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных поселений. Правила и рекомендации безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции. Прогноз, мониторинг, система оповещения населения о ЧС, оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!» передача речевой информации о ЧС, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о ЧС. Защитные сооружения ГО. Основное предназначение защитных сооружений ГО. 1 1 1 18 Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях. Основные средства защиты Средства индивидуальной защиты. органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики. Средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля. Предназначение аварийноОрганизация и спасательных и других проведение аварийнонеотложных работ в зонах спасательных и чрезвычайных ситуаций. неотложных работ в Санитарная обработка зонах чрезвычайных людей после пребывания ситуаций. их в зонах заражения. Эвакуация. Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков безопасности, сигнальной разметки и плана эвакуации. Обучение населения. Организации ГО в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. Отработка правил поведения в случае сигнала о ЧС. План ГО ОУ. Обязанности обучаемых. Здоровый образ жизни Здоровье человека, общие как основа личного понятия и определения. Здоровье индивидуальное здоровья и безопасной жизнедеятельности. и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе поражающих факторов при ЧС. 12 13 14 15 1 1 1 1 19 16 Инфекционные заболевания, их классификация. 17 Основные инфекционные заболевания, их профилактика. 18 Факторы, влияющие на укрепление здоровья. жизнедеятельности. Основы законодательства Российской Федерации в области формирования здорового образа жизни. Факторы и привычки, разрушающие здоровье. Репродуктивное здоровье. Индивидуальная модель здорового образа жизни. Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактики. Основные инфекционные заболевания и их профилактика. Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний. Правила поведения в случае возникновения эпидемии. Предназначение и использование знаков безопасности медицинского и санитарного назначения. ЗОЖ - индивидуальная система поведения человека, направленная на укрепление и сохранение здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека, формирование духовных качеств. Основы 1 1 1 20 19 Биологические ритмы. 1 20 Факторы, разрушающие здоровье. 21 Профилактика вредных привычек. законо дател ьства Российской Федерации в области формирования здорового образа жизни. Двигательная активность. Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности. Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятел ьности. Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия. Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Вредные привычки и их социальные последствия. Факторы и привычки, разрушающие здоровье (употребление алкоголя, наркотиков, табака и т.д.). Социальные последствия вредных привычек. 1 1 1 21 22 23 24 25 Репродуктивное здоровье. Правила и безопасность дорожного движения. Профилактика вредных привычек. Репродуктивное здоровье. Правила и безопасность дорожного движения ( в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств) правила безопасного поведения в общественном транспорте, в такси и маршрутном такси, на железнодорожном транспорте, на воздушном и водном транспорте. История создания Вооруженные Силы Вооруженных Сил РФ. РФ - основа обороны Организация вооруженных государства. сил Московского государства в XIV - XV вв. Военная реформа Ивана Грозного. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии и ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии. Создание советских ВС, их структура и предназначение. ВС РФ, основные предпосылки проведения военной реформы. Защита Отечества - долг Защита Отечества - долг и обязанность граждан и обязанность граждан России. Основы России. законодательства РФ об обороне государства и воинской обязанности граждан. Воинская обязанность. Подготовка граждан к военной службе. 1 1 1 1 22 26 Виды Вооруженных Сил. 27 Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России. Организация воинского учета. Призыв граждан на военную службу. Поступление на военную службу по контракту. Исполнение обязанностей военной службы. История их создания и предназначение. Организационная структура ВС. Виды ВС РФ, рода войск. Ракетные войска стратегического назначения, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности. Сухопутные войска, история создания, их предназначения. Рода войск, входящие в Сухопутные войска. Военно-Воздушные Силы, история создания, предназначения, рода авиации. Войска ПВО, история создания, предназначение, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС. ВоенноМорской Флот, история создания, предназначение. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил. ВС РФ государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление ВС. Реформа ВС России, ее 1 1 23 28 29 30 31 этапы и основное содержание. Цели и задачи военно-профессиональной деятельности. Другие войска, их состав Пограничные войска Федеральной службы и предназначение. безопасности РФ, внутренние войска МВД, войска гражданской обороны, их состав и предназначение. Военно учетные специальности. Профессиональный отбор. Патриотизм - духовно Качества защитника нравственная основа Отечества. личности военнослужащего защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность к своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов основное содержание патриотизма. Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Дни воинской славы Дни воинской славы - Дни России. славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства. Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Дружба, войсковое Особенности воинского товарищ ество. коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество — 1 1 1 1 24 32 Государственная и военная символика РФ. 33 Итоговая практическая работа Почетные награды за воинские отличия и заслуги. 34 № п/п 1 Раздел/Тема Проблемы боевая традиция Российской армии и флота Строи и управление ими. Строевые приемы и движение без оружия. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Строи отделения. Боевое знамя воинской части - особо почетный знак, отличающий особенности боевого подразделения, истории и заслуг воинской части. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания. 1 1 1 История государственных наград за военные отличия в России. Основные гос-е награды СССР и России, звания Герой Советского Союза, Герой РФ. Ритуалы вооруженных сил. Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи. Воинские символы, традиции и ритуалы в ВС РФ. Итого: 34 часа 11 класс Элементы содержания Институт социального Количество часов 1 25 воспитания; социальное взросление личности. Явные и скрытые опасности современных молодежных хобби. Последствия и ответственность. Экологическая Этические и экологические критерии безопасность и охрана окружающей среды. безопасности Влияние экологической современной науки и безопасности на технологий. национальную безопасность РФ. Научные основы общей Общенаучные теории безопасности методологические жизнедеятельности; подходы к изучению основные объекты общей глобальных проблем теории безопасности безопасности жизнедеятельности и жизнедеятельности научные подходы к их человека в среде изучению; закон обитания. сохранения жизни, энергии в системе «человек - среда обитания» и показатели благополучия и безопасности среды для человека. Основные подходы и Права, обязанности и принципы обеспечения ответственность безопасности объектов в гражданина в области охраны окружающей среде жизнедеятельности. среды. Основы управления Организации, отвечающие безопасностью в системе за защиту прав потребителей и «человек — среда благополучие человека, обитания». природопользование и охрану окружающей среды, и порядок обращения в них. Обеспечение Содержание и обеспечение национальной национальной безопасности России. безопасности РФ. Обеспечение Обеспечение национальной,социальной социальной, формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. 2 3 4 5 6 7 1 1 1 1 1 1 26 экономической и государственной безопасности. 8 9 10 11 12 и экономической безопасности РФ. Состояние и тенденции развития современного мира и России. Национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты. Пограничная служба ФСБ Меры государства по России; пограничная противодействию деятельность; терроризм; военным угрозам, экстремизм; Национальный экстремизму, антитеррористический терроризму. комитет. Поисково-спасательная Защита населения и территорий в служба МЧС России. чрезвычайных Составляющие государственной системы ситуациях. по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Основные направления деятельности государства по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Основные задачи и Международное приоритеты сотрудничество России международного по противодействию сотрудничества РФ в военным угрозам, рамках реализации экстремизму, национальных интересов и терроризму. обеспечения безопасности. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, их предназначение и задачи. Экстремальные ситуации Чрезвычайные ситуации криминогенного характера криминогенного характера. и уголовная ответственность несовершеннолетних. Основы противодействия Экстремизм, терроризм и безопасность человека. экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской 1 1 1 1 1 27 Федерации. Сущность явлений экстремизма, терроризма и наркотизма. Общегосударственная система противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму: основы законодательства Российской Федерации в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму. Безопасность на транспорте. Правила безопасного поведения в общественном транспорте, в такси и маршрутном такси, на железнодорожном транспорте, на воздушном и водном транспорте. Причины и проблемы вынужденной автономии; меры преодоления страха, стресса, правила выживания; необходимые умения по обеспечению автономного существования в природной среде. Военно-профессиональная деятельность. Цели и задачи военно профессиональной деятельности. Воинская обязанность. Подготовка граждан к военной службе. Исполнение обязанностей военной службы. 13 Наркотизм и безопасность человека. 14 Дорожно-транспортная безопасность. 15 Вынужденное автономное существование в природных условиях. 16 Основные задачи Вооруженных Сил. 17 Правовые основы воинской обязанности. 18 Правовые основы военной службы. Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная. Виды воинской Требования воинской деятельности к личности деятельности и воинские 19 20 1 1 1 1 1 1 1 1 28 военнослужащего. 21 22 23 24 25 обязанности; морально психологические требования к военнослужащим; общие и специальные обязанности военнослужащих. Особенности военной Поступление на военную службы по призыву и службу по контракту. Исполнение обязанностей альтернативной военной службы. гражданской службы. Альтернативная гражданская служба. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по контракту и для проходящих альтернативную гражданскую службу. Военные гуманитарные Право войны и «горячие миссии России в точки» в международной политике; гуманитарная «горячих точках» мира. помощь и миротворческие операции России. Участие Вооруженных Сил Военные операции на Российской Федерации в территории России: борьбе с терроризмом; борьба с терроризмом. роль руководителя в обеспечении успеха контртеррористической операции; особый правовой режим контртеррористической операции. Строи и управление ими. Военные учения Строевые приемы и Вооруженных Сил движение без оружия. Российской Федерации. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Строи отделения. Боевая слава российских «Викториальные дни» 1 1 1 1 1 29 воинов. 26 Демографическая ситуация в России. 27 Культура здорового образа жизни. 28 Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье. Вредные привычки. Культура движения. 29 30 Медико психологическая помощь. 31 Первая помощь. России; Дни воинской славы Российской Федерации; традиции памяти - духовная связь поколений. Демография и здоровье россиян: причины, проблемы, решения; медицинское обеспечение населения России и культура здоровья. Основы законодательства Российской Федерации в области формирования здорового образа жизни. Компоненты культуры здорового образа жизни; рациональная организация режима труда и отдыха; принципы рациональности режима дня и биологические ритмы. Компоненты культуры здорового образа жизни. Репродуктивное здоровье. Факторы и привычки, разрушающие здоровье. Индивидуальная модель здорового образа жизни. Права и обязанности очевидцев происшествия по оказанию первой помощи; психотравмирующие ситуации и первая психологическая помощь; медицина катастроф и службы экстренной медицинской помощи. Первая помощь при ранениях. Виды ран, их причины и особенности; осложнения при ранениях: столбняк, сепсис, газовая гангрена; первая помощь 1 1 1 1 1 1 30 при ранениях: обработка ран и наложение повязок. Первая помощь при остром отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами. Острое отравление и его причины; первая помощь при отравлении никотином; первая помощь при отравлении алкоголем и его суррогатами; первая помощь при отравлении лекарственными препаратами; первая помощь при отравлении наркотическими веществами. 32 33 Итоговая практическая работа Первая помощь. 1 Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении. Последствия радиации, взрывов, отравляющих веществ; первая помощь при комбинированных травмах, электротравмах; первая помощь при ожогах: термических, химических. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. Безопасность на транспорте. Правовые основы оказания первой помощи при дорожнотранспортном происшествии; юридическая ответственность и 1 31 безопасность очевидцев дорожно-транспортного происшествия; обязанности водителя при дорожно-транспортном происшествии и правило «золотого часа» при оказании первой помощи. Итого: 33 часа 32