Приложение 3 к Адаптированной общеобразовательной программе образовательной программе основного общего образования обучающихся с ЗПР ПРИНЯТО на педагогическом совете МБОУ СОШ № 154 Протокол № 11 от «26» мая 2022 Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» Уровень образования —ООО Срок реализации - 2 года 8-9 классы I Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»: цель и задачи учебного предмета ОБЖ, его ключевые понятия и значение для человека; смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности жизнедеятельности»; источники и факторы опасности, их классификация; общие принципы безопасного поведения; виды чрезвычайных ситуаций, сходство и различия опасной, экстремальной и чрезвычайной ситуаций; уровни взаимодействия человека и окружающей среды; механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию, правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. Модуль № 2 «Безопасность в быту, безопасность на объектах экономики»: основные источники опасности в быту и их классификация; защита прав потребителя, сроки годности и состав продуктов питания; бытовые отравления и причины их возникновения, классификация ядовитых веществ и их опасности; признаки отравления, приёмы и правила оказания первой помощи; правила комплектования и хранения домашней аптечки; бытовые травмы и правила их предупреждения, приёмы и правила оказания первой помощи; правила обращения с газовыми и электрическими приборами, приёмы и правила оказания первой помощи; правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из них; пожар и факторы его развития; условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия, приёмы и правила оказания первой помощи; первичные средства пожаротушения; правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними, ответственность за ложные сообщения; 1 права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности; ситуации криминального характера, правила поведения с малознакомыми людьми; меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом, правила поведения при попытке проникновения в дом посторонних; классификация аварийных ситуаций в коммунальных системах жизнеобеспечения; правила подготовки к возможным авариям на коммунальных системах, порядок действий при авариях на коммунальных системах. классификация аварийных ситуаций на объектах экономики; правила подготовки к возможным авариям на опасных объектах экономики, порядок действий при авариях на опасных объектах экономики. Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»: правила дорожного движения и их значение, условия обеспечения безопасности участников дорожного движения; правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов; «дорожные ловушки» и правила их предупреждения; световозвращающие элементы и правила их применения; правила дорожного движения для пассажиров; обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств, ремень безопасности и правила его применения; порядок действий пассажиров при различных происшествиях в маршрутных транспортных средствах, в том числе вызванных террористическим актом; правила поведения пассажира мотоцикла; правила дорожного движения для водителя велосипеда и иных индивидуальных средств передвижения (электросамокаты, гироскутеры, моноколѐса, сигвеи и т. п.), правила безопасного использования монотранспорта (мопедов и мотоциклов); дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста; правила подготовки велосипеда к пользованию; дорожно-транспортные происшествия и причины их возникновения; основные факторы риска возникновения дорожно-транспортных происшествий; порядок действий очевидца дорожно-транспортного происшествия; порядок действий при пожаре на транспорте; особенности различных видов транспорта (подземного, железнодорожного, водного, воздушного); обязанности и порядок действий пассажиров при различных происшествиях на отдельных видах транспорта, в том числе вызванных террористическим актом; первая помощь и последовательность еѐ оказания; правила и приѐмы оказания первой помощи при различных травмах в результате чрезвычайных ситуаций на транспорте. Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»: общественные места и их характеристики, потенциальные источники опасности в общественных местах; правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними; массовые мероприятия и правила подготовки к ним, оборудование мест массового пребывания людей; порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания людей; порядок действий при попадании в толпу и давку; порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара; порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий; опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных местах, порядок действий при их возникновении; 1 порядок действий при обнаружении бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов, а также в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников; порядок действий при взаимодействии с правоохранительными органами. Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»: правила поведения, необходимые для снижения риска встречи с дикими животными, порядок действий при встрече с ними; порядок действий при укусах диких животных, змей, пауков, клещей и насекомых; различия съедобных и ядовитых грибов и растений, правила поведения, необходимые для снижения риска отравления ядовитыми грибами и растениями; автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к длительному автономному существованию; порядок действий при автономном существовании в природной среде; правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов бедствия; порядок действий при обнаружении тонущего человека; правила поведения при нахождении на плавсредствах; правила поведения при нахождении на льду, порядок действий при обнаружении человека в полынье; смысл понятий «экология» и «экологическая культура», значение экологии для устойчивого развития общества; правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке . чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация; природные пожары, их виды и опасности, факторы и причины их возникновения, порядок действий при нахождении в зоне природного пожара; правила безопасного поведения в горах; снежные лавины, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в лавину; камнепады, их характеристики и опасности, порядок действий, необходимых для снижения риска попадания под камнепад; сели, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в зону селя; оползни, их характеристики и опасности, порядок действий при начале оползня; общие правила безопасного поведения на водоѐмах, правила купания в подготовленных и неподготовленных местах; наводнения, их характеристики и опасности, порядок действий при наводнении; цунами, их характеристики и опасности, порядок действий при нахождении в зоне цунами; ураганы, бури, смерчи, их характеристики и опасности, порядок действий при ураганах, бурях и смерчах; грозы, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в грозу; землетрясения и извержения вулканов, их характеристики и опасности, порядок действий при землетрясении, в том числе при попадании под завал, при нахождении в зоне извержения вулкана; Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»: смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и значение для человека; факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных привычек; элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение здоровья; понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения; механизм распространения инфекционных заболеваний, меры их профилактики и защиты от них; 2 порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения (эпидемия, пандемия); мероприятия, проводимые государством по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения; понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация, факторы риска неинфекционных заболеваний; меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них; диспансеризация и еѐ задачи; понятия «психическое здоровье» и «психологическое благополучие», современные модели психического здоровья и здоровой личности; стресс и его влияние на человека, меры профилактики стресса, способы самоконтроля и саморегуляции эмоциональных состояний; понятие «первая помощь» и обязанность по еѐ оказанию, универсальный алгоритм оказания первой помощи; назначение и состав аптечки первой помощи; порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях, приѐмы психологической поддержки пострадавшего. Модуль № 7 «Безопасность в социуме»: общение и его значение для человека, способы организации эффективного и позитивного общения; приѐмы и правила безопасной межличностной коммуникации и комфортного взаимодействия в группе, признаки конструктивного и деструктивного общения; понятие «конфликт» и стадии его развития, факторы и причины развития конфликта; условия и ситуации возникновения межличностных и групповых конфликтов, безопасные и эффективные способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций; правила поведения для снижения риска конфликта и порядок действий при его опасных проявлениях; способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны (модератора); опасные формы проявления конфликта: агрессия, домашнее насилие и буллинг; манипуляции в ходе межличностного общения, приѐмы распознавания манипуляций и способы противостояния им; приѐмы распознавания противозаконных проявлений манипуляции (мошенничество, вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или деструктивную деятельность) и способы защиты от них; современные молодѐжные увлечения и опасности, связанные с ними, правила безопасного поведения; правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми. Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»: понятие «цифровая среда», еѐ характеристики и примеры информационных и компьютерных угроз, положительные возможности цифровой среды; риски и угрозы при использовании Интернета; общие принципы безопасного поведения, необходимые для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в личном цифровом пространстве; опасные явления цифровой среды: вредоносные программы и приложения и их разновидности; правила кибергигиены, необходимые для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в цифровой среде; основные виды опасного и запрещѐнного контента в Интернете и его признаки, приѐмы распознавания опасностей при использовании Интернета; 3 противоправные действия в Интернете; правила цифрового поведения, необходимого для предотвращения рисков и угроз при использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные организации и группы); деструктивные течения в Интернете, их признаки и опасности, правила безопасного использования Интернета по предотвращению рисков и угроз вовлечения в различную деструктивную деятельность. Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»: понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание, причины, возможные варианты проявления и последствия; цели и формы проявления террористических актов, их последствия, уровни террористической опасности; основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму и терроризму, контртеррористическая операция и еѐ цели; признаки вовлечения в террористическую деятельность, правила антитеррористического поведения; признаки угроз и подготовки различных форм терактов, порядок действий при их обнаружении; правила безопасного поведения в условиях совершения теракта; порядок действий при совершении теракта (нападение террористов и попытка захвата заложников, попадание в заложники, огневой налѐт, наезд транспортного средства, подрыв взрывного устройства). Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»: классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), еѐ задачи, структура, режимы функционирования; государственные службы обеспечения безопасности, их роль и сфера ответственности, порядок взаимодействия с ними; общественные институты и их место в системе обеспечения безопасности жизни и здоровья населения; права, обязанности и роль граждан Российской Федерации в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций; антикоррупционное поведение как элемент общественной и государственной безопасности; информирование и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях, система ОКСИОН; сигнал «Внимание всем!», порядок действий населения при его получении, в том числе при авариях с выбросом химических и радиоактивных веществ; средства индивидуальной и коллективной защиты населения, порядок пользования фильтрующим противогазом; эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций, порядок действий населения при объявлении эвакуации. II Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» Настоящая Программа чѐтко ориентирована на выполнение требований, устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные и предметные), которые должны демонстрировать обучающиеся с ЗПР по завершении обучения в основной школе. Результаты освоения 4 учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» обучающимися с ЗПР в целом должны совпадать с соответствующими результатами примерной рабочей программы учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» образовательной программы основного общего образования. Наиболее значимые личностные и метапредметные результаты для обучающихся с ЗПР: ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: чувство ответственности и долга перед своей семьей, малой и большой Родиной; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; способность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; осмысление личного и чужого опыта, наблюдений, поступков; ценность здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям; основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, приобретение опыта экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; освоение социальных норм, правил поведения в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; формулировать и оценивать риски, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха; способность связаться удобным способом и запросить помощь, корректно и точно сформулировав возникшую проблему; применение в повседневной жизни правил личной безопасности; способность критически оценивать полученную от собеседника информацию; умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; способность принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей, исключая асоциальные проявления; адекватность поведения обучающегося с точки зрения опасности или безопасности для себя или для окружающих; способность корректно устанавливать и ограничивать контакт в зависимости от социальной ситуации; способность распознавать и противостоять психологической манипуляции, социально неблагоприятному воздействию. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными учебными познавательными действиями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, 5 классифицировать по заданным основаниям и критериям (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать после предварительного анализа причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (по аналогии) и делать выводы; применять знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; знать и использовать приемы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; проявлять компетентность в области использования информационнокоммуникационных технологий; взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют сформированностью у обучающихся с ЗПР основ культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности построения и следования модели индивидуального безопасного поведения и опыте еѐ применения в повседневной жизни. Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений, приобретении систематизированных знаний основ комплексной безопасности личности, общества и государства, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, овладении базовыми медицинскими знаниями и практическими умениями безопасного поведения в повседневной жизни. Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должны обеспечивать: По учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»: сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, 6 общества и государства; сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих; сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства; понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств; сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга — защите Отечества; знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального (в том числе террористического) характера; понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространѐнных видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, опасные производства, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы); овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты, приѐмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях; умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учѐтом реальных условий и возможностей; освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учѐтом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания; овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (бытовые условия, опасные производства, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы). Достижение результатов освоения программы основного общего образования обеспечивается посредством включения в указанную программу предметных результатов освоения модулей учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Организация вправе самостоятельно определять последовательность модулей для освоения обучающимися содержания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Предлагается распределение предметных результатов, формируемых в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, сгруппировать по учебным модулям: Модуль 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе» ориентироваться в понятиях опасной и чрезвычайной ситуации, анализировать с опорой на алгоритм учебных действий, в чем их сходство и различия (виды чрезвычайных ситуаций, в том числе террористического характера); иметь представление о понятии культуры безопасности (как способности предвидеть, по возможности избегать, действовать в опасных ситуациях); приводить с опорой на справочный материал примеры угрозы физическому, 7 психическому здоровью человека и/или нанесения ущерба имуществу, безопасности личности, общества, государства; классифицировать с опорой на образец источники опасности и факторы опасности (природные, физические, биологические, химические, психологические, социальные источники опасности – люди, животные, вирусы и бактерии; вещества, предметы и явления), в том числе техногенного происхождения; объяснять с опорой на справочный материал общие принципы безопасного поведения. Модуль 2 «Безопасность в быту. Безопасность на объектах экономики» иметь представление об особенностях жизнеобеспечения жилища; классифицировать с опорой на образец источники опасности в быту (пожароопасные предметы, электроприборы, газовое оборудование, бытовая химия, медикаменты); знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности; соблюдать правила безопасного поведения, позволяющие предупредить возникновение опасных ситуаций в быту; понимать ситуации криминального характера; знать правила вызова экстренных служб и ответственность за ложные сообщения; безопасно действовать при возникновении аварийных ситуаций техногенного происхождения в коммунальных системах жизнеобеспечения (водо- и газоснабжение, канализация, электроэнергетические и тепловые сети); безопасно действовать в ситуациях криминального характера; безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях, в том числе правильно использовать первичные средства пожаротушения. Модуль 3 «Безопасность на транспорте» классифицировать с опорой на образец виды опасностей на транспорте (наземный, подземный, железнодорожный, водный, воздушный); соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода, пассажира, водителя велосипеда и иных средств передвижения; предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций на транспорте, в том числе криминогенного характера и ситуации угрозы террористического акта; безопасно действовать в ситуациях, когда человек стал участником происшествия на транспорте (наземном, подземном, железнодорожном, воздушном, водном), в том числе вызванного террористическим актом. Модуль 4 «Безопасность в общественных местах» описывать с опорой на справочный материал потенциальные источники опасности в общественных местах, в том числе техногенного происхождения; понимать и описывать с опорой на справочный материал ситуации криминогенного и антиобщественного характера (кража, грабеж, мошенничество, хулиганство, ксенофобия); соблюдать правила безопасного поведения в местах массового пребывания людей (в толпе); знать правила информирования экстренных служб; безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов; эвакуироваться из общественных мест и зданий; безопасно действовать при возникновении пожара и происшествиях в общественных местах; безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе 8 при захвате и освобождении заложников; безопасно действовать в ситуациях характера. криминогенного и антиобщественного Модуль 5 «Безопасность в природной среде» раскрывать с опорой на справочный материал смысл понятия экологии, экологической культуры, значения экологии для устойчивого развития общества; помнить и выполнять правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке; соблюдать правила безопасного поведения на природе; объяснять с опорой на справочный материал правила безопасного поведения на водоемах в различное время года; безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций геологического происхождения (землетрясения, извержения вулкана), чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи), гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины), природных пожаров (лесные, торфяные, степные); объяснять правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде; безопасно действовать при автономном существовании в природной среде, учитывая вероятность потери ориентиров (риска заблудиться), встречи с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и змеями, ядовитыми грибами и растениями; знать и применять способы подачи сигнала о помощи. Модуль 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний» раскрывать с опорой на справочный материал смысл понятий здоровья (физического и психического) и здорового образа жизни; описывать факторы, влияющие на здоровье человека; раскрывать с опорой на справочный материал понятия заболеваний, зависящих от образа жизни (физических нагрузок, режима труда и отдыха, питания, психического здоровья и психологического благополучия); иметь негативное отношение к вредным привычкам (табакокурение, алкоголизм, наркомания, игровая зависимость); приводить с опорой на справочный материал примеры мер защиты от инфекционных и неинфекционных заболеваний; безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций биологосоциального происхождения (эпидемии, пандемии); характеризовать с опорой на план основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера; оказывать первую помощь и самопомощь при неотложных состояниях. Модуль 7 «Безопасность в социуме» приводить с опорой на справочный материал примеры межличностного и группового конфликта; иметь представление о способах избегания и разрешения конфликтных ситуаций; иметь представление об опасных проявлениях конфликтов (в том числе насилие, буллинг (травля)); приводить с опорой на справочный материал примеры манипуляций (в том числе в целях вовлечения в экстремистскую, террористическую и иную деструктивную деятельность, в субкультуры и формируемые на их основе сообщества экстремистской и суицидальной направленности) и способов противостоять манипуляциям; соблюдать правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе с подозрительными людьми, у которых могут иметься преступные намерения); 9 соблюдать правила безопасного и комфортного существования со людьми и в различных группах, в том числе в семье, классе, кружка/секции/спортивной команды, группе друзей; распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения современных молодежных увлечений; безопасно действовать при опасных проявлениях конфликта и при манипуляциях. знакомыми коллективе в практике возможных Модуль 8 «Безопасность в информационном пространстве» приводить с опорой на справочный материал примеры информационных и компьютерных угроз; иметь представление о потенциальных рисках и угрозах при использовании сети Интернет (далее – Интернет), предупреждать риски и угрозы в сети Интернет (в том числе вовлечения в экстремистские, террористические и иные деструктивные интернетсообщества); владеть принципами безопасного использования Интернета; предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций; понимать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при использовании Интернета (например: мошенничество, игромания, деструктивные сообщества в социальных сетях). Модуль 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму» объяснять с опорой на справочный материал понятия экстремизма, терроризма, их причины и последствия; иметь негативное отношение к экстремистской и террористической деятельности; иметь представление об организационных основах системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. распознавать ситуации угрозы террористического акта в доме, в общественном месте; безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (или опасных) вещей и предметов; безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников. Модуль 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения» иметь представление о роли человека, общества и государства при обеспечении безопасности жизни и здоровья населения в Российской Федерации; иметь представление о роли государственных служб Российской Федерации по защите населения при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в современных условиях; понимать и различать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций различного характера; знать правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций; помнить и объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; владеть правилами безопасного поведения и безопасно действовать в различных ситуациях; владеть способами антикоррупционного поведения с учетом возрастных обязанностей; информировать население и соответствующие органы о возникновении опасных 10 ситуаций. III Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» № п/п 1 2 Раздел (тема) 8 класс Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ» Цель и основные Цель и задачи Объясняют цель и понятия предмета учебного предмета задачи предмета ОБЖ ОБЖ, его ключевые ОБЖ, его ключевые понятия и значение понятия. для человека. Характеризуют Смысл понятий значение предмета «опасность», ОБЖ для человека. «безопасность», Раскрывают смысл «риск», «культура понятий «опасбезопасности ность», жизнедеятельности». «безопасность», Источники и факторы «риск», «культура опасности, их безопасности классификация. жизнедеятельности». Общие принципы Классифицируют и безопасного поведехарактеризуют исния. точники и факторы опасности. Раскрывают и обосновывают общие принципы безопасного поведения. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. Правила поведеВиды чрезвычайных Объясняют сходство ния в опасных ситуаций, сходство и и различия опасной, и чрезвычайных различия опасной, экстремальной и ситуациях экстремальной и чрезвычайной чрезвычайной ситуаций. ситуаций. Уровни Характеризуют взаимодействия уровни человека и взаимодействия окружающей среды. человека и Механизм окружающей среды. перерастания Объясняют повседневной механизм ситуации в перерастания по- Количество часов 1 1 11 чрезвычайную ситуацию. Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. 3 МОДУЛЬ № 2 «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ» Основные опасно- Основные источники сти в быту. Преду- опасности в быту преждение бытои их классификация. вых отравлений Защита прав потребителя, сроки годности и состав продуктов питания. Бытовые отравления и причины их возникновения. Классификация ядовитых веществ и их опасности. Признаки отравления, приѐмы и правила оказания первой помощи. вседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию. Приводят примеры различных угроз безопасности и характеризуют их. Раскрывают и обосновывают правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. Объясняют особенности жизнеобеспечения жилища. Классифицируют основные источники опасности в быту. Объясняют права потребителя, вырабатывают навыки безопасного выбора продуктов питания. Характеризуют бытовые отравления и причины их возникновения. Классифицируют ядовитые вещества и их опасности. Вырабатывают навыки безопасных действий при сборе ртути в домашних условиях в случае, если разбился ртутный термометр. Раскрывают признаки отравления, вырабатывают навыки профилактики пищевых отравлений. 1 12 4 Предупреждение бытовых травм Бытовые травмы и правила их предупреждения. Приѐмы и правила оказания первой помощи. Правила комплектования и хранения домашней аптечки. Объясняют правила и приѐмы оказания первой помощи, вырабатывают навыки безопасных действий при химических отравлениях, промывании желудка. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. Характеризуют бытовые травмы и объясняют правила их предупреждения. Объясняют правила безопасного обращения с инструментами. Объясняют меры предосторожности от укусов различных животных. Объясняют правила и вырабатывают навыки оказания первой помощи при ушибах, переломах, растяжении, вывихе, сотрясении мозга, укусах животных, кровотечениях. Объясняют правила комплектования и хранения домашней аптечки. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. 1 13 5 Безопасная эксплуатация бытовых приборов и мест общего пользования Правила обращения с газовыми и электрическими приборами. Правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из них. Приѐмы и правила оказания первой помощи. 6 Пожарная безопасность в быту Пожар и факторы его развития. Условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия, приѐмы и правила оказания первой помощи. Первичные средства пожаротушения. Правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними, ответственность за ложные сообщения. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Объясняют правила безопасного поведения и вырабатывают навыки безопасных действий при обращении с газовыми и электрическими приборами, при опасных ситуациях в подъезде и лифте. Объясняют правила и вырабатывают навыки приѐмов оказания первой помощи при отравлении газом и электротравме. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. Характеризуют пожар, его факторы и стадии развития. Объясняют условия и причины возникновения пожаров, характеризуют их возможные последствия. Вырабатывают навыки безопасных действий при пожаре дома, на балконе, в подъезде, в лифте, в общественных зданиях. Вырабатывают навыки правильного использования первичных средств пожаротушения, оказания первой помощи. Объясняют права, обязанность и ответственность граждан в области пожарной 1 1 14 7 Предупреждение ситуаций криминального характера 8 9 Безопасные действия при авариях на коммунальных системах жизнеобеспечения безопасности. Объясняют правила и вырабатывают навыки вызова экстренных служб и объясняют порядок взаимодействия с ними. Раскрывают ответственность за ложные сообщения. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. Ситуации Характеризуют криминального меры по характера, правила предотвраще- нию поведения с проникновения малознакомыми злоумышленников в людьми. Меры по дом. Характеризуют предотвращению ситуации проникновения криминогенного злоумышленников в характера. дом, правила Объясняют правила поведения при поведения с малопопытке знакомыми людьми. проникновения в дом Объясняют правила посторонних. поведения и вырабатывают навыки безопасных действий при попытке проникновения в дом посторонних. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. Классификация Классифицируют аварийных ситуаций в аварийные ситуации коммунальных в коммунальных системах системах жизнеобеспечения. жизнеобеспечения. Правила подготовки к Объясняют правила возможным ава- риям подготовки к возна коммунальных можным авариям в системах. коммунальных Порядок действий при системах авариях на комжизнеобеспечения. мунальных системах. Вырабатывают навыки безопасных 1 1 1 15 10 11 действий при авариях в коммунальных системах жизнеобеспечения. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ» Правила Правила дорожного Характеризуют дорожного движения и их правила дорожного движения значение. Условия движения и обеспечения объясняют их безопасности значение. участников Классифицируют дорожного движения. участников дорожного движения и элементы дороги. Характеризуют условия обеспечения безопасности участников дорожного движения. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. Безопасность Правила дорожного Характеризуют пешехода движения и дорожправила дорожного ные знаки для движения для пешеходов. пешеходов. «Дорожные ловушки» Классифицируют и и правила их характеризуют допредупреждения. рожные знаки для Световозвращающие пешеходов. элементы и правила Характеризуют их применения. дорожные ловушки и объясняют правила их предупреждения. Вырабатывают навыки безопасного перехода дороги. Объясняют правила применения световозвращающих элементов. Моделируют реальные ситуации и решают 1 1 16 12 Безопасность пассажира 13 Безопасность водителя ситуационные задачи. Правила дорожного Характеризуют движения для пасправила дорожного сажиров. движения для Обязанности пассажиров. пассажиров Объясняют маршрутных обязанности транспортных пассажиров средств. Ремень маршрутных безопасности и транспортных правила его присредств. Объясняют менения. Порядок правила применения действий пассажиров ремня безопасности в маршрутных и детских транспортных удерживающих средствах, в том числе устройств. вызванных Вырабатывают террористическим навыки безопасных актом. Правила действий поведения пассажира пассажиров при мотоцикла. различных происшествиях в маршрутных транспортных средствах. Объясняют правила поведения пассажира мотоцикла. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. Правила дорожного Характеризуют движения для воправила дорожного дителя велосипеда и движения для иных индивидуводителя велосипеда альных средств и иных передвижения индивидуальных (электросамокаты, средств моноколѐса, передвижения гироскутеры, сигвеи). (электросамокаты, Дорожные знаки для скутеры, сигвеи). водителя велосипеда, Характеризуют сигналы дорожные знаки для велосипедиста. водителя Правила подготовки велосипеда, сигналы велосипеда к польвелоси- педиста. зованию. Объясняют правила подготовки и вырабатывают навыки безопасного использования 1 1 17 14 Безопасные действия при дорожно-транспортных происшествиях 15 Безопасность пассажиров на различных видах транспорта велосипеда. Объясняют требования правил дорожного движения к управлению монотранспортом (мопедами и мотоциклами). Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. ДорожноКлассифицируют транспортные дорожно-транспортпроисшествия и ные происшествия и причины их характеризуют возникновения. причины их Основные факторы возникновения. риска возникновения Вырабатывают дорожнонавыки безопасных транспортных действий очевидца происшествий. дорожноПорядок действий транспортного очевидца дорожнопроисшествия. транспортного Объясняют порядок происшествия. действий при поПорядок действий при жаре на транспорте. пожаре на трансМоделируют порте. реальные ситуации и решают ситуационные задачи. Особенности Характеризуют различных видов особенности и транспорта опасности на (подземного, различных видах железнодорожного, транспорта (подводного, воздушного). земного, Обязанности и железнодорожного, порядок действий водного, пассажиров при развоздушного). личных Раскрывают происшествиях на обязанности отдельных видах пассажиров оттранспорта, в том дельных видов числе вызванных транспорта. террористическим Вырабатывают актом навыки безопасного поведения пассажиров при различных происшествиях на 1 1 18 16 Первая помощь при чрезвычайных ситуациях на транспорте Первая помощь и последовательность еѐ оказания. Приѐмы и правила оказания первой помощи при различных травмах в результате чрезвычайных ситуаций на транспорте. отдельных видах транспорта. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. Раскрывают содержание первой помощи и последовательность еѐ оказания. Объясняют правила и вырабатывают навыки оказания первой помощи при различных травмах в результате чрезвычайных ситуаций на транспорте. Характеризуют способы извлечения пострадавшего из транспорта. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. 1 17 1 18 1 19 МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ» Основные опасно- Общественные места Классифицируют сти в обществени их характеристи- ки, общественные места ных местах потенциальные и их потенциальные источники опасноугрозы сти в общественных безопасности. местах. Правила Характеризуют вызова экстренных потенциальные служб и порядок источники взаимодействия с опасности в ними. общественных местах. Объясняют правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними. Объясняют порядок составления плана действий на 1 19 20 Безопасные действия при возникновении массовых беспорядков 21 Пожарная безопасность в общественных местах случай непредвиденных обстоятельств. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. Массовые Характеризуют мероприятия и массовые правила подготовки к мероприятия и ним, оборудование объясняют правила мест массового подготовки к ним. пребывания людей. Классифицируют и Порядок действий при характеризуют обобеспорядках в местах рудование мест массового массового пребывания людей. пребывания людей. Порядок действий при Вырабатывают попадании в толпу и навыки безопасного давку. поведения при беспорядках в местах массового пребывания людей. Вырабатывают навыки безопасных действий при попадании в толпу и давку. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. Порядок действий при Вырабатывают обнаружении угрозы навыки безопасных возникновения действий при пожара. Порядок обнаружении угрозы действий при возникновения эвакуации из пожара. Объясняют общественных мест и правила и зданий. вырабатывают навыки безопасных действий при эвакуации из общественных мест и зданий. Вырабатывают навыки безопасных действий при обрушениях зданий и сооружений. Моделируют реальные ситуации и 1 1 20 22 23 24 25 решают ситуационные задачи. Безопасные дейОпасности Характеризуют ствия в ситуациях криминогенного и опасности криминогенного и антиобщественного криминогенного и антиобщественного характера в антиобщественного характера общественных местах, характера в порядок действий при общественных их возникновении. местах. Порядок действий при Вырабатывают обнаружении навыки безопасных бесхозных действий в (потенциально ситуациях опасных) вещей и криминогенного и предметов, а также в антиобщественного условиях совершения характера, при террористического обнаружении акта, в том числе при бесхозных захвате и (потенциально освобождении опасных) вещей и заложников. предметов, а также в Порядок действий при условиях взаимодействии с совершения правоохранительными террористического органами. акта, в том числе при захвате и освобождении заложников. Вырабатывают навыки действий при взаимодействии с правоохранительными органами. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ» Правила безопасЧрезвычайные Классифицируют и ного поведения на ситуации природного характеризуют чрезприроде характера и их вычайные ситуации классификация. природного харакПравила поведения, тера. Раскрывают необходимые для правила поведения снижения риска для снижения риска встречи с дикими жи- встречи с дикими вотными, порядок животными. действий при встрече Вырабатывают с ними. Порядок навыки безопасных действий при укусах действий при 1 1 1 1 21 диких животных, змей, пауков, клещей и насекомых. Различия съедобных и ядовитых грибов и растений, правила поведения, необходимые для снижения риска отравления ядовитыми грибами и растениями. 26 Безопасные действия при автономном существовании в природной среде 27 Пожарная безопасность в природной среде встрече с дикими животными, укусах животных, змей, пауков, клещей и насекомых. Объясняют различия между съедобными и ядовитыми грибами и растениями. Раскрывают правила поведения для снижения риска отравления ядовитыми грибами и растениями. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. Автономные условия, Характеризуют их особенности и автономные условия, опасности, правила раскрывают их подготовки к длиопасности и порядок тельному подготовки к ним. автономному Вырабатывают существованию. навыки безопасных Порядок действий при действий при автономном суавтономном ществовании в существовании природной среде. в природной среде: Правила ориентирование на ориентирования на местности, в том местности, способы числе работа с комподачи сигналов пасом и картой, бедствия. обеспечение ночлега и питания, разведение костра, подача сигналов бедствия. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. Природные пожары, Классифицируют и их виды и опасхарактеризуют приности, факторы и родные пожары и их причины их возникопасности. новения. Порядок Характеризуют действий при факторы и причины нахождении в зоне возникновения 1 1 22 природного пожара. 28 Безопасное поведение в горах Устройство гор и классификация горных пород, правила безопасного поведения в горах. Снежные лавины, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в лавину. Камнепады, их характеристики и опасности, порядок действий, необходимых для снижения риска попадания под камнепад. Сели, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в зону селя. Оползни, их характеристики и опасности, порядок действий при начале оползня. 29 Безопасное поведение на водоѐмах Общие правила безопасного поведения на водоѐмах, правила купания в подготовленных и неподготовленных местах. Порядок действий при обнаружении тонущего человека. Правила поведения при нахождении на пожаров. Вырабатывают навыки безопасных действий при нахождении в зоне природного пожара. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. Объясняют устройство гор и классифицируют горные породы. Раскрывают правила безопасного поведения в горах. Характеризуют снежные лавины, камнепады, сели, оползни, их внешние признаки и опасности. Вырабатывают навыки безопасных действий при попадании в лавину, необходимых для снижения риска попадания под камнепад, при попадании в зону селя, при начале оползня. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. Объясняют общие правила безопасного поведения на водоѐмах. Раскрывают правила купания в подготовленных и неподготовленных местах. Характеризуют правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие 1 1 23 плавсредствах. Правила поведения при нахождении на льду, порядок действий при обнаружении человека в полынье. 30 Безопасные действия при угрозе наводнения, цунами 31 Безопасные действия при урагане, буре, смерче, грозе на воде. Вырабатывают навыки безопасных действий при обнаружении тонущего человека летом и человека в полынье. Раскрывают правила поведения при нахождении на плавсредствах и на льду. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. Наводнения, их Характеризуют характеристики и наводнения, их опасности, порядок внешние признаки и действий при опасности. наводнении. Вырабатывают Цунами, их навыки безопасных характеристики и действий при опасности, порядок наводнении. действий при Характеризуют нахождении в зоне цунами, их внешние цунами. признаки и опасности. Вырабатывают навыки безопасных действий при нахождении в зоне цунами. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. Ураганы, бури, Характеризуют смерчи, их характери- ураганы, бури, стики и опасности. смерчи, их внешние Порядок действий при признаки и ураганах, бурях и опасности. смерчах. Грозы, их Вырабатывают характеристики и навыки безопасных опасности. Порядок действий при действий при ураганах, бурях и попадании в грозу. смерчах. Характеризуют грозы, их внешние признаки и опасности. 1 1 24 32 Безопасные действия при угрозе землетрясения, извержения вулкана 33 Итоговая практическая работа Экология и еѐ значение для устойчивого развития общества 34 Землетрясения и извержения вулканов, их характеристики и опасности. Порядок действий при землетрясении, в том числе при попадании под завал. Порядок действий при нахождении в зоне извержения вулкана. Вырабатывают навыки безопасных действий при попадании в грозу. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. Характеризуют землетрясения и извержения вулканов и их опасности. Вырабатывают навыки безопасных действий при землетрясении, в том числе при попадании под завал. Вырабатывают навыки безопасных действий при нахождении в зоне извержения вулкана. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. 1 1 Смысл понятий «экология» и «экологическая культура». Значение экологии для устойчивого развития общества. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. Раскрывают смысл понятий «экология» и «экологическая культура». Объясняют значение экологии для устойчивого развития общества. Раскрывают правила безопасного поведения при неблагоприятной экологи- ческой обстановке. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. 1 25 Итого: 34 часа № п/п 1 2 Раздел (тема) 9 класс Основное содержание Основные виды Количество деятельности часов обучающихся МОДУЛЬ № 6 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ» Общие представлеСмысл понятий Раскрывают смысл 1 ния о здоровье «здоровье» и понятий «здоровье» и «здоровый образ «здоровый образ жизни», их содержание жизни» и их содери значение для жание, объясняют человека. Факторы, значение здоровья для влияющие на здоровье человека. человека, опасность Характеризуют вредных привычек. факторы, влияющие на Элементы здорового здоровье человека. образа жизни, отРаскрывают ветственность за содержание элементов сохранения здоровья. здорового образа жизни, объясняют пагубность вредных привычек. Обосновывают личную ответственность за сохранение здоровья. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. Предупреждение и Понятие Раскрывают понятие 1 защита от инфек«инфекционные «инфекционные ционных заболезаболевания», причины заболевания», ваний их возникновения. объясняют причины их Механизм возникновения. распространения Характеризуют инфекционных механизм распростразаболеваний, меры их нения инфекционных профилактики и заболеваний, вызащиты от них. рабатывают навыки Порядок действий при соблюдения мер их возникновении профилактики и чрезвычайных защиты от них. ситуаций биолого-соВырабатывают навыки циального безопасных действий происхождения при возникновении (эпидемия, пандемия). чрезвычайных Мероприятия, ситуаций биологопроводимые государсоциального ством по обеспечению происхождения безопасности на(эпидемия, пандемия). селения при угрозе и Характеризуют во время чрезвыосновные 26 чайных ситуаций биолого-социального происхождения. 3 Предупреждение и защита от неинфекционных заболеваний Понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация, факторы риска неинфекционных заболеваний. Меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них. Диспансеризация и еѐ задачи. 4 Психическое здоровье и психологическое благополучие Понятия «психическое здоровье» и «психологическое благополучие», современные модели психического здоровья и здоровой личности. Стресс и его влияние на человека, меры профилактики стресса, способы самоконтроля и саморегуляции эмоциональных состояний. мероприятия, проводимые государством по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биологосоциального происхождения. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. Раскрывают понятие «неинфекционные заболевания» и дают их классификацию. Характеризуют факторы риска неинфекционных заболеваний. Вырабатывают навыки соблюдения мер профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них. Объясняют назначение диспансеризации и раскрывают еѐ задачи. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи Раскрывают понятия «психическое здоровье» и «психологическое благополучие». Характеризуют современные модели психического здоровья и здоровой личности. Объясняют понятие «стресс» и его влияние на человека. Вырабатывают навыки соблюдения мер профилактики стресса, раскрывают способы самоконтроля и саморегуляции эмоциональных 1 1 27 5 6 7 8 9 10 11 12 Первая помощь и самопомощь при неотложных состояниях Понятие «первая помощь» и обязанность по еѐ оказанию, универсальный алгоритм оказания первой помощи. Назначение и состав аптечки первой помощи. Порядок действий при оказании пер- вой помощи в различных ситуациях, приѐмы психологической поддержки пострадавшего. состояний. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. Раскрывают понятие «первая помощь» и еѐ содержание. Анализируют универсальный алгоритм оказания первой помощи. Характеризуют назначение и состав аптечки первой помощи. Вырабатывают навыки действий при оказании первой помощи в различных ситуациях. Характеризуют приѐмы психологической поддержки пострадавшего. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи МОДУЛЬ № 7 «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ» Общение — основа Общение и его Характеризуют социального значение для человека, общение и объясняют взаимодействия способы организации его значение для эффективного и человека. позитивного общения. Анализируют способы Приѐмы и правила организации безопасной эффективного и межличностной позитивного общения. коммуникации и Раскрывают приѐмы и комфортного вырабатывают навыки взаимодействия в соблюдения правил группе. Признаки безопасной конструктивного и межличностной деструктивного коммуникации и общения. комфортного взаимодействия в группе. Раскрывают признаки конструктивного и деструктивного общения. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. Безопасные способы Понятие «конфликт» и Раскрывают понятие избегания и стадии его раз- вития, «конфликт» и 1 1 1 1 1 1 1 1 28 разрешения конфликтных ситуаций 13 Манипуляция и способы противостоять ей факторы и причины развития конфликта. Условия и ситуации возникновения межличностных и групповых конфликтов, безопасные и эффективные способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций. Правила поведения для снижения риска конфликта и порядок действий при его опасных проявлениях. Способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны (модератора). Опасные формы проявления конфликта: агрессия, домашнее насилие и буллинг. характеризуют стадии его развития, факторы и причины развития. Анализируют условия и ситуации возникновения межличностных и групповых конфликтов. Характеризуют безопасные и эффективные способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций. Вырабатывают навыки соблюдения правил поведения для снижения риска конфликта и безопасных действий при его опасных проявлениях. Характеризуют способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны (модератора). Анализируют опасные формы проявления конфликта: агрессия, домашнее насилие и буллинг. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. Манипуляции в ходе Характеризуют межличностного манипуляции в ходе общения, приѐмы межличностного распознавания маниобщения. Раскрывают пуляций и способы приѐмы распознавания противостояния ей. манипуляций и Приѐмы распознавания анализируют способы противозаконных противостояния ей. проявлений Раскрывают приѐмы манипуляции распознавания (мошенничество, противозаконных вымогательство, проявлений манипуподстрекательство к ляции действиям, которые (мошенничество, могут причинить вред вымогательство, жизни и здоровью, и подстрекательство к вовлечение в действиям, которые 1 29 преступную, асоциальную или деструктивную деятельность) и способы защиты от них. 14 15 16 17 18 могут причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или деструктивную деятельность) и анализируют способы защиты от них. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. Безопасное поведеСовременные Характеризуют ние и современные молодѐжные увлечения современные увлечения молодѐжи и опасности, связанные молодѐжные увлечения с ними, правила и опасности, связанные безопасного с ними, раскрывают поведения. правила безопасного Правила безопасной поведения. коммуникации с Вырабатывают навыки незнакомыми людьми. соблюдения правил безопасной коммуникации с незнакомыми людьми. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. МОДУЛЬ № 8 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ» Общие принципы Понятие «цифровая Раскрывают понятие безопасности в среда», еѐ характе«цифровая среда», еѐ цифровой среде ристики и примеры характеристики и информационных приводят примеры и компьютерных угроз, информационных и положительные компьютерных угроз. возможности Объясняют цифровой среды. положительные Риски и угрозы при возможности использовании цифровой среды. Интернета. Характеризуют риски Общие принципы и угрозы при безопасного использовании поведения, Интернета. необходимые для Анализируют общие предупреждения возпринципы безопасникновения сложных и ного поведения, опасных ситуаций в необходимые для личном цифровом предупреждения пространстве. возникновения сложных и опасных ситуаций в личном цифровом пространстве. 1 1 1 1 1 30 19 Опасные программы и явления цифровой среды 20 Безопасные правила цифрового поведения 21 Деструктивные те- Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. Опасные явления Характеризуют цифровой среды: вреопасные явления доносные программы и цифровой среды. приложения и их Классифицируют и разновидности. анализируют вредоПравила носные программы и кибергигиены, приложения и их необходимые для разновидности. предупреждения Вырабатывают навыки возникновения соблюдения правил сложных и опасных кибергигиены для ситуаций в цифровой предупреждения среде. возникновения сложных и опасных ситуаций в цифровой среде. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. Основные виды Характеризуют опасного и основные виды запрещѐнного опасного и контента в Интернете запрещѐнного и его признаки, контента в Интернете приѐмы распознавания и характеризуют его опасностей при признаки. использовании Раскрывают приѐмы Интернета. распознавания опасПротивоправные ностей при действия в Интернете. использовании Правила цифрового Интернета. поведения, необХарактеризуют ходимого для противоправные дейпредотвращения ствия в Интернете. рисков и угроз при Вырабатывают навыки использовании соблюдения правил Интернета цифрового поведения, (кибербуллинга, необходимых для вербовки в различные предотвращения организации и рисков и угроз при группы). использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные организации и группы). Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. Деструктивные Характеризуют 1 1 1 31 22 23 24 чения в Интернете и защита от них течения в Интернете, их признаки и опасности. Правила безопасного использования Интернета по предотвращению рисков и угроз вовлечения в различную деструктивную деятельность. деструктивные течения в Интернете, их признаки и опасности. Вырабатывают навыки соблюдения правил безопасного использования Интернета, необходимых для предотвращения рисков и угроз вовлечения в различную деструктивную деятельность. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. МОДУЛЬ № 9 «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ» ОбщественноПонятия «экстремизм» Объясняют понятия государственная и «терроризм», их «экстремизм» и система противосодержание, причины, «терроризм», действия экстремизвозможные варианты раскрывают их му и терроризму проявления и содержание, последствия. Цели и характеризуют формы проявления причины, возможные террористических варианты проявления и актов, их последствия, их последствия. уровни Раскрывают цели и террористической формы проявления опасности. террористических Основы общественно- актов, характеризуют государственной их последствия. системы Раскрывают основы противодействия общественно-госуэкстремизму и дарственной системы, терроризму, роль личности в контртеррористическая противодействии операция и еѐ цели. экстремизму и терроризму. Объясняют уровни террористической опасности и цели контртеррористической операции. Безопасные действия Признаки вовлечения в Характеризуют при угрозе теракта террористическую признаки вовлечения в деятельность, правила террористическую антитерродеятельность. ристического Вырабатывают навыки поведения. соблюдения правил Признаки угроз и антитеррористического 1 1 1 32 подготовки различных форм терактов, порядок действий при их обнаружении. 25 26 27 28 29 30 поведения и безопасных действий при обнаружении признаков вербовки. Анализируют признаки угроз и под- готовки различных форм терактов, объясняют признаки подозрительных предметов. Вырабатывают навыки безопасных действий при их обнаружении. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. Безопасные действия Правила безопасного Характеризуют при совершении поведения в условиях правила безопасного теракта совершения теракта. поведения в условиях Порядок действий при совершения теракта. совершении теракта Вырабатывают навыки (нападение безопасных действий в террористов и поусловиях совершения пытка захвата терактов (нападение заложников, попадание террористов и попытка в заложники, огневой захвата заложников, налѐт, наезд транспопадание в портного средства, заложники, огневой подрыв взрывного налѐт, наезд трансустройства). портного средства, подрыв взрывного устройства). Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. МОДУЛЬ № 10 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ» Роль личности, Классификация Раскрывают общества и госучрезвычайных ситуаклассификацию дарства в предций природного и чрезвычайных упреждении и техногенного харакситуаций по ликвидации чрезтера. Единая масштабам и последвычайных ситуагосударственная ствиям. Раскрывают ций система предназначение, основные упреждения и задачи и структуру ликвидации единой чрезвычайных государственной ситуаций (РСЧС), еѐ системы задачи, структура, предупреждения и режимы ликвидации функционирования. чрезвычайных 1 1 1 1 1 1 33 Государственные службы обеспечения безопасности, их роль и сфера ответственности, порядок взаимодействия с ними. Общественные институты и их место в системе обеспечения безопасности жизни и здоровья населения. Права, обязанности и роль граждан Российской Федерации в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Антикоррупционное поведение как элемент общественной и государственной безопасности. 31 32 Мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Информирование и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях, система ОКСИОН. Сигнал «Внимание всем!», порядок действий населения при его получении, в том числе при авариях с выбросом химических и радиоактивных веществ. Средства индивидуальной и коллективной защиты населения, порядок ситуаций (РСЧС). Характеризуют роль государственных служб в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения, изучают порядок взаимодействия с ними. Анализируют место и роль общественных организаций в системе обеспечения безопасности жизни и здоровья населения. Объясняют права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Объясняют роль антикоррупционного поведения в обеспечении общественной и государственной безопасности. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. Раскрывают порядок информирования и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Вырабатывают навыки безопасных действий при получении сигнала «Внимание всем!», в том числе при авариях с выбросом химических и радиоактивных веществ. Изучают средства индивидуальной и 1 1 34 пользования фильтрующим противогазом. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций, порядок действий населении при объявлении эвакуации. 33 34 Итоговая практическая работа Мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций коллективной защиты населения, вырабатывают навыки пользования фильтрующим противогазом. Объясняют порядок действий населения при объявлении эвакуации. Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи. 1 1 Итого: 34 часа При разработке данной рабочей программы в тематическом планировании учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании. 35