Учебный план начального общего образования на 2021-2022 уч.г (ЗПР)

Пояснительная записка к учебному плану МБОУ СОШ №154
на 2021 – 2022 учебный год
Начальное общее образование
Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы
промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план МБОУ СОШ № 154, реализующий Адаптированную основную
образовательную программу начального общего образования для обучающихся с задержкой
психического развития (далее ЗПР), относящуюся к уровню начального общего образования
(нормативный срок освоения программы 4 года), формируется в соответствии с требованиями:
- Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской
Федерации»;
- Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС начального общего образования);
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности но основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения
России от 28.08.2020 № 442;
- Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, утвержденного приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254;
- перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;
- санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
- санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21);
- устава МБОУ СОШ №154;
- лицензии на право ведения образовательной деятельности, свидетельства об аккредитации;
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №154;
- адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития;
- адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с тяжелым нарушением речи.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
для обучающихся с ЗПР и учебный план к ней МБОУ СОШ №154, разработаны в соответствии
с ФГОС начального общего образования с учетом примерной адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15), обеспечивает

выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических
нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный план позволяет:
1. Обеспечить достижение обучающимися начальных классов личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
2. Обеспечить формирование универсальных учебных действий в учебной,
личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающих
способность к организации самостоятельной деятельности обучающегося.
3. Обеспечить познавательную мотивацию обучающихся, готовность и способность
к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем, одноклассниками,
сформировать основы нравственного поведения.
4. Обеспечить возможности для продолжения социально-личностного развития
ребенка, появление осознанных представлений об окружающем мире, о себе, о нравственноэтических нормах общества.
5. Сформировать готовность и способность обучающихся к рефлексии важнейшему качеству, определяющему направленность на саморазвитие и реализацию
творческого потенциала.
6. Воспитать и развить
качества личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического
гражданского общества.
7. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее
принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
8. Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Учебный план направлен на решение следующих задач:
1. Реализация в полном объеме государственных стандартов образования: реализация
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
(ФГОС НОО) в 1 - 4 классах, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ,
2. Учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся.
3. Обеспечение преемственности уровней общего образования.
4. Реализация принципа сохранения физического и психического здоровья
обучающихся.
5. Управление достижением оптимальных конечных результатов работы
общеобразовательного учреждения.
Учебный план начального общего образования обеспечивается Примерными
образовательными программами начального общего образования, реализует требования
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
(далее по тексту – ФГОС НОО).
Учебный план 1-4 классов, реализующих ФГОС, обеспечивает состав и структуру
обязательных предметных областей: русский язык и литературное чтение, родной язык и
литературное чтение на родном языке, иностранный язык, математика и информатика,
обществознание и естествознание, основы религиозных культур и светской этики, искусство,
технология, физическая культура и направления внеурочной деятельности: спортивно –
оздоровительное,
духовно-нравственное,
общеинтеллектуальное, общекультурное,
социальное.
Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Итоговые достижения обучающихся с ЗПР в целом должны соответствовать
требованиям к итоговым достижениям сверстников с нормативным развитием, определяемым
действующим ФГОС НОО.

Учебный план для 1 – 4 классов реализует обучение по учебно-методическому
комплексу «Перспектива» (1а, 1б, 1в, 2а, 2б, 2в, 3а, 3б, 3в, 4а, 4б, 4в) и включает перечень
обязательных для изучения учебных предметов, отражающий требования федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Обязательная часть учебного плана представлена учебными предметами в предметных
областях: «Русский язык и литературное чтение», «Родной язык и литературное чтение на
родном языке», «Иностранный язык», «Обществознание и естествознание», «Математика и
информатика», «Искусство», «Физическая культура», «Технология», «Основы религиозных
культур и светской этики».
№
Предметные области
Основные задачи реализации содержания
п/п
1 Русский язык и
Формирование первоначальных представлений о русском языке как
литературное чтение государственном языке Российской Федерации, как средстве
общения людей разных национальностей в России и за рубежом.
Развитие диалогической и монологической устной и письменной
речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических
чувств, способностей к творческой деятельности
2 Родной язык и
Формирование первоначальных представлений о единстве и
литературное чтение многообразии языкового и культурного пространства России, о
на родном языке
языке как основе национального самосознания. Развитие
диалогической и монологической устной и письменной речи на
родном
языке,
коммуникативных
умений,
нравственных
и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на
родном языке
3 Иностранный язык

Формирование дружелюбного отношения и толерантности к
носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих
сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными
образцами детской художественной литературы, формирование
начальных навыков общения в устной и письменной форме с
носителями иностранного языка, коммуникативных умений,
нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой
деятельности на иностранном языке
4 Математика и
Развитие математической речи, логического и алгоритмического
информатика
мышления,
воображения,
обеспечение
первоначальных
представлений о компьютерной грамотности
5 Обществознание и
Формирование уважительного отношения к семье, населенному
естествознание
пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны,
(Окружающий мир) ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и
многообразия окружающего мира, своего места в нем.
Формирование модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях.
Формирование
психологической
культуры
и
компетенции для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме
6 Основы религиозных Воспитание способности к духовному развитию, нравственному
культур и светской
самосовершенствованию.
Формирование
первоначальных
этики
представлений о светской этике, об отечественных традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России
7 Искусство
Развитие способностей к художественно-образному, эмоциональноценностному восприятию произведений изобразительного и

музыкального искусства, выражению в творческих работах своего
отношения к окружающему миру
8 Технология
Формирование опыта как основы обучения и познания,
осуществление
поисково-аналитической
деятельности
для
практического решения прикладных задач с использованием знаний,
полученных при
изучении
других учебных предметов,
формирование
первоначального
опыта
практической
преобразовательной деятельности
9 Физическая культура Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому,
нравственному и социальному развитию, успешному обучению,
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами
физической культуры. Формирование установки на сохранение и
укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа
жизни
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена
следующими учебными предметами: «Русский язык», «Литературное чтение».
Изучение предмета «Русский язык» в начальной школе представляет собой
первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития
обучающихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной
взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти предметы
включены в единую предметную область и направлены на формирование и развитие
орфографической и лингвистической грамотности обучающихся.
Приоритетной целью изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе
является достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности обучающихся и общего речевого развития младшего школьника, осознания
себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
представлена следующими учебными предметами: «Русский родной язык», «Литературное
чтение на родном русском языке».
Изучение предмета «Русский родной язык» направлено на воспитание ценностного
отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле
своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания; обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета; формирование первоначальных научных знаний
о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о
закономерностях его функционирования, понимание основных единиц и грамматических
категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и
письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств успешного
решения коммуникативных задач; овладение учебными действиями с языковыми единицами и
умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач.
Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном русском языке»
направлено на понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой
культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание
значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о
мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о
добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном
языке как средстве познания себя и мира; использование разных видов чтения

(ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и
оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев; достижение необходимого для
продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то
есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации,
анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с
использованием элементарных литературоведческих понятий; осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
Для изучения в рамках учебных предметов «Родной язык» и «Литературное чтение на
родном языке» выбран родной русский язык. Выбор родителей (законных представителей)
обучающихся для изучения в качестве родного языка русского языка подтверждается
письменными согласиями.
Изучение учебных предметов «Русский родной язык» и «Литературное чтение на родном
русском языке» реализуется за счет перераспределения часов в рамках учебных предметов
«Русский язык» и «Литературное чтение» соответственно.
В классных журналах учебные предметы имеют интегрированные называния: «Русский
язык. Русский родной язык», «Литературное чтение. Литературное чтение на родном русском
языке». Отметки по предметам «Русский язык» и «Русский родной язык», «Литературное
чтение» и «Литературное чтение на родном русском языке» выставляются в рамках указанных
интегрированных предметов, промежуточная аттестация по интегрированным предметам
проводится с учетом текущей успеваемости.
Предметная область «Иностранный язык» представлена предметом «Иностранный
язык» (английский язык). Предмет формирует коммуникативную культуру школьника,
способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию и
разностороннему развитию средствами иностранного языка. Интегрированной целью обучения
иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной
коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных
видах речевой деятельности.
Единая цель всех филологических дисциплин на начальном этапе общего образования
состоит в том, чтобы открыть ребёнку язык, слово, книгу как предмет наблюдения, изучения и
практического использования; помочь осознать себя носителем конкретного языка, получить
представление о многообразии языков и возможности с помощью слова передавать и получать
разнообразную информацию.
Предметная область «Математика и информатика» представлена предметом
«Математика». Основные задачи предмета в 1-4 классах: развитие математической речи
учащихся, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение
первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Предмет развивает логическое
мышление и математическую интуицию обучающихся, обеспечивает овладение ими умениями
в решении различных практических и межпредметных задач. В начальной школе математика
служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и
умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком
станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом дальнейшего обучения.
Информационные знания по УМК «Перспектива» введены по принципу интеграции
учебных тем (Знакомство с компьютером. Создание рисунков. Создание мультфильмов и
«живых» картинок. Создание проектов домов и квартир. Создание компьютерных игр.
Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги). Создание текстов. Создание печатных
публикаций. Создание электронных публикаций. Поиск информации.) в предметы:
окружающий мир, математика, русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство,
технология:
• окружающий мир - знакомство с источниками информации об окружающем мире:

учебники, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях);
практические работы: поиск дополнительной информации в различных источниках (включая
компьютер);
• математика - школьники учатся выделять признаки и свойства объектов; выявлять
изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними; определять
с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки; используют простейшие
предметные, знаковые, графические модели, строят и преобразовывают их в соответствии с
содержанием задания;
• русский язык - последовательность действий при разборе слов и предложений,
установлении связи слов в предложении, звукобуквенный анализ;
• литературное чтение - определение темы и главной мысли текста, выделение
характеристических признаков персонажей текста, анализ текста;
• изобразительное искусство – создание рисунков с помощью компьютера, выполнения
основных операций при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур, заливка цветом,
создание графических изображений;
• технология – знакомство с основными устройствами компьютера, компьютерными
программами, выполнение операций с файлами и папками, создание проектов домов и квартир,
создание компьютерных игр.
Обучение информационным навыкам предполагает не только овладение учащимися
компьютерной грамотностью, но и формирование у них навыков алгоритмического мышления,
умения мыслить логически.
В 1-4 классах математика закладывает основы для формирования приёмов умственной
деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов,
устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические
цепочки рассуждений.
Предметная область «Обществознание и естествознание» реализуется средствами
учебного предмета «Окружающий мир». Его содержание носит интегративный характер,
объединяя знания о природе, человеке и обществе, представляя младшим школьникам
целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и
взаимозависимостями, формируя экологическую и культурологическую грамотность учащихся,
нравственно-этические и безопасные нормы взаимодействия с окружающей природной и
социальной средой.
Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Технология».
Изучение данного предмета способствует развитию созидательных возможностей личности,
творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и
формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей
деятельности. Предмет способствует расширению круга интересов детей, направленных на
продуктивную преобразующую творческую деятельность, и создаёт условия для активного
выхода на разнообразные виды творческого досуга. Это позитивно сказывается на возрождении
культурных традиций, в частности семейного творчества, объединения школьников
разновозрастных групп по интересам и т.д. Содержание курса имеет практико–
ориентированную направленность, где практическая деятельность рассматривается как
средство развития социально значимых личностных качеств школьника и формирования
системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Предметная область «Искусство» включает два учебных предмета: «Музыка» и
«Изобразительное искусство». В результате изучения предметной области «Искусство» у
обучающихся будут сформированы художественный вкус, интерес к искусству и
художественному творчеству, основы образного и ассоциативного мышления, воображение и
интуиция. Учебный предмет «Музыка» на уровне начального общего образования является
одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества и
направлен на приобретение ребенком опыта эмоционально–образного восприятия музыки,
приобретение знаний и умений при ее изучении, на начальное овладение различными видами

музыкально–творческой деятельности.
Учебный предмет «Изобразительное искусство»
нацелен на развитие личности обучающихся средствами искусства, на получение
эмоционально–ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта
художественно–творческой деятельности. В начальной школе данный учебный предмет
уникален и значим тем, что нацелен на развитие способностей и творческого потенциала
ребенка, формирование ассоциативно–образного, пространственного мышления, интуиции;
одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания;
способности к познанию мира через чувства и эмоции. Формирование эмоционально–
образного, художественного типа мышления при изучении предмета создает условия для
становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом
«Физическая культура». Предмет способствует формированию у учащихся основ здорового
образа жизни, умения общаться и взаимодействовать со сверстниками, планировать
собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения,
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, оценивать красоту
телосложения и осанки, технически правильно выполнять двигательные действия из базовых
видов спорта.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» реализуется в
4-х классах в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Изучение предмета направлено на решение следующих задач: готовность обучающихся к
нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными
нормами светской и религиозной морали, развивает у обучающихся представления о значении
нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
формирования первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их
роли в культуре, истории и современности России.
В соответствии с выбором родителей учебном предмете «ОРКСЭ» представлен модуль:
«Основы светской этики».
Оценивание учебного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики»
проходит по системе защиты проекта в конце учебного года.
Обучение в первых классах в соответствии с СанПиН 2.4.2.3648-20 организуется
только в первую смену при пятидневной неделе с недельной нагрузкой в 21 академический час
и дополнительными недельными каникулами в середине третьей четверти.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня не превышает для
обучающихся 1-х классов 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока
физической культуры. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и
домашних заданий.
Обучение в 1-м классе осуществляется с использованием «ступенчатого» режима
обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в
ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый); во втором полугодии (январь – май) – по 4
урока по 40 минут каждый.
Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 недели, во 2-4 классах – не менее
34 недель.
Объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня для обучающихся 2-4
классов – не более 5 уроков.
Каникулы соответствуют годовому календарному графику, утвержденному
директором МБОУ СОШ № 154.

Учебный план
Начальное общее образование
I – IV классы
Предметные
Количество часов
области
в неделю / год
Классы
Учебные предметы
I
II
III
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
4,5/
4,5/
4,5/
литературное чтение
148
153
153
Литературное чтение
3,5/
3,5/
3,5/
115
119
119
Родной язык и
Русский родной язык
0,5/16
0,5/17
0,5/17
литературное чтение Литературное чтение
0,5/16
0,5/17
0,5/17
на родном языке
на родном русском
языке
Иностранный язык
Иностранный язык
0
2/68
2/68
Математика и
Математика
4/132
4/136
4/136
информатика
Обществознание и
Окружающий мир
2/66
2/68
2/68
естествознание
(Окружающий мир)
Основы
Основы религиозных
0
0
0
религиозных
культур и светской
культур и светской
этики
этики
Искусство
Музыка
1/33
1/34
1/34
Изобразительное
1/33
1/34
1/34
искусство
Технология
Технология
1/33
1/34
1/34
Физическая
Физическая культура
3/99
3/102
3/102
культура
Итого
21/
23/
23/
691
782
782
Часть, формируемая участниками образовательной деятельности
Развитие речи
1/33
1/34
1/34
Коррекционно-развивающая область
Развитие познавательных процессов
1/33
1/34
1/34
Развитие саморегуляции и мотивационной
1/33
1/34
1/34
сферы
Предельно допустимая аудиторная
учебная нагрузка при 5-ти дневной
23/
25/
25/
учебной неделе
726
818
818

Итого

IV
4,5/
153
2,5/
85
0,5/17
0,5/17

607

2/68
4/136

204
540

2/68

270

1/34

34

1/34
1/34

135
135

1/34
3/102

135
405

23/
782

3037

1/34

135

438
67
67

1/34
1/34

25/
818

3180

Объем обязательной части программы начального общего образования составляет 80%, а
объем части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня,
предлагаемого Организацией, - 20% от общего объема программы начального общего
образования, реализуемой в соответствии с требованиями к организации образовательного
процесса к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе, предусмотренными Санитарными
правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», и
Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».