Пояснительная записка к учебному плану МБОУ СОШ №154 на 2024 – 2025 учебный год Начальное общее образование Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план МБОУ СОШ №154, реализующий Основную образовательную программу начального общего образования, относящуюся к уровню начального общего образования (нормативный срок освоения программы 4 года), формируется в соответствии с требованиями: - Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»; - Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 г. №115; - Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254; - Письмо Минпросвещения России от 11.11.2021г. №03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2023/24 учебном году»; - санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20); - санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21); - устава МБОУ СОШ №154; - лицензии на право ведения образовательной деятельности, свидетельства об аккредитации; - основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №154; - адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития; - адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелым нарушением речи. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования. Учебный план разработан для реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и реализует основную образовательную программу начального общего образования школы № 154, отражает приоритеты развития образовательного пространства региона, определяемые федеральным государственным образовательным стандартом, представляет максимальное обеспечение возможностей самоопределения личности обучающегося с учетом условий школы. Учебный план позволяет: 1. Обеспечить достижение обучающимися начальных классов личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. 2. Обеспечить формирование универсальных учебных действий в учебной, личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности обучающегося. 3. Обеспечить познавательную мотивацию обучающихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем, одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения. 4. Обеспечить возможности для продолжения социально-личностного развития ребенка, появление осознанных представлений об окружающем мире, о себе, о нравственно этических нормах общества. 5. Сформировать готовность и способность обучающихся к рефлексии важнейшему качеству, определяющему направленность на саморазвитие и реализацию творческого потенциала. 6. Воспитать и развить качества личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества. 7. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; 8. Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. Учебный план направлен на решение следующих задач: - обеспечение базового образования для каждого обучающегося; - осуществление индивидуального подхода к учащимся, создание адаптивной образовательной среды; - содействие развитию творческих способностей обучающихся; - отбора содержания учебного материала с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей; - обеспечения поликультурности содержания; - формирования основ - умение учиться и способности к организации своей деятельности, умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности; - в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья; - разнообразия организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; - учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; - учета роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения. Учебный план начального общего образования обеспечивается Примерными образовательными программами начального общего образования, реализует требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее по тексту – ФГОС НОО). Учебный план 1-4 классов, реализующих ФГОС, обеспечивает состав и структуру обязательных предметных областей: русский язык и литературное чтение, родной язык и литературное чтение на родном языке, иностранный язык, математика и информатика, обществознание и естествознание, основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология, физическая культура и направления внеурочной деятельности: спортивно – оздоровительное, социальное. духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, Обязательная часть учебного плана представлена учебными предметами в предметных областях: «Русский язык и литературное чтение», «Иностранный язык», «Обществознание и естествознание», «Математика и информатика», «Искусство», «Физическая культура», «Труд(технология)», «Основы религиозных культур и светской этики». № Предметные области Основные задачи реализации содержания п/п 1 Русский язык и Формирование первоначальных представлений о русском языке как литературное чтение государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности 2 Иностранный язык Формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке 3 Математика и Развитие математической речи, логического и алгоритмического информатика мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности 4 Обществознание и Формирование уважительного отношения к семье, населенному естествознание пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, (Окружающий мир) ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме 5 Основы религиозных Воспитание способности к духовному развитию, нравственному культур и светской самосовершенствованию. Формирование первоначальных этики представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России 6 Искусство Развитие способностей к художественно-образному, эмоциональноценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру 7 Труд (технология) Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности 8 Физическая культура Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена следующими учебными предметами: «Русский язык», «Литературное чтение». Изучение предмета «Русский язык» в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития обучающихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти предметы включены в единую предметную область и направлены на формирование и развитие орфографической и лингвистической грамотности обучающихся. Приоритетной целью изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе является достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности обучающихся и общего речевого развития младшего школьника, осознания себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Предметная область «Иностранный язык» представлена предметом «Иностранный язык» (английский язык). Предмет формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию и разностороннему развитию средствами иностранного языка. Интегрированной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности. Единая цель всех филологических дисциплин на начальном этапе общего образования состоит в том, чтобы открыть ребёнку язык, слово, книгу как предмет наблюдения, изучения и практического использования; помочь осознать себя носителем конкретного языка, получить представление о многообразии языков и возможности с помощью слова передавать и получать разнообразную информацию. Предметная область «Математика и информатика» представлена предметом «Математика». Основные задачи предмета в 1-4 классах: развитие математической речи учащихся, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Предмет развивает логическое мышление и математическую интуицию обучающихся, обеспечивает овладение ими умениями в решении различных практических и межпредметных задач. В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом дальнейшего обучения. Информационные знания по УМК «Школа России» введены по принципу интеграции учебных тем (Знакомство с компьютером. Создание рисунков. Создание мультфильмов и «живых» картинок. Создание проектов домов и квартир. Создание компьютерных игр. Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги). Создание текстов. Создание печатных публикаций. Создание электронных публикаций. Поиск информации.) в предметы: окружающий мир, математика, русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, технология: • окружающий мир - знакомство с источниками информации об окружающем мире: учебники, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях); практические работы: поиск дополнительной информации в различных источниках (включая компьютер); • математика - школьники учатся выделять признаки и свойства объектов; выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними; определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки; используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания; • русский язык - последовательность действий при разборе слов и предложений, установлении связи слов в предложении, звукобуквенный анализ; • литературное чтение - определение темы и главной мысли текста, выделение характеристических признаков персонажей текста, анализ текста; • изобразительное искусство – создание рисунков с помощью компьютера, выполнения основных операций при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур, заливка цветом, создание графических изображений; • Труд(технология) – знакомство с основными устройствами компьютера, компьютерными программами, выполнение операций с файлами и папками, создание проектов домов и квартир, создание компьютерных игр. Обучение информационным навыкам предполагает не только овладение учащими ся компьютерной грамотностью, но и формирование у них навыков алгоритмического мышления, умения мыслить логически. В 1-4 классах математика закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Предметная область «Обществознание и естествознание» реализуется средствами учебного предмета «Окружающий мир». Его содержание носит интегративный характер, объединяя знания о природе, человеке и обществе, представляя младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями, формируя экологическую и культурологическую грамотность учащихся, нравственно-этические и безопасные нормы взаимодействия с окружающей природной и социальной средой. Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Труд (технология)». Изучение данного предмета способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. Предмет способствует расширению круга интересов детей, направленных на продуктивную преобразующую творческую деятельность, и создаёт условия для активного выхода на разнообразные виды творческого досуга. Это позитивно сказывается на возрождении культурных традиций, в частности семейного творчества, объединения школьников разновозрастных групп по интересам и т.д. Содержание курса имеет практико–ориентированную направленность, где практическая деятельность рассматривается как средство развития социально значимых личностных качеств школьника и формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. Предметная область «Искусство» включает два учебных предмета: «Музыка» и «Изобразительное искусство». В результате изучения предметной области «Искусство» у обучающихся будут сформированы художественный вкус, интерес к искусству и художественному творчеству, основы образного и ассоциативного мышления, воображение и интуиция. Учебный предмет «Музыка» на уровне начального общего образования является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества и направлен на приобретение ребенком опыта эмоционально–образного восприятия музыки, приобретение знаний и умений при ее изучении, на начальное овладение различными видами музыкально–творческой деятельности. Учебный предмет «Изобразительное искусство» нацелен на развитие личности обучающихся средствами искусства, на получение эмоционально–ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно–творческой деятельности. В начальной школе данный учебный предмет уникален и значим тем, что нацелен на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно–образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к познанию мира через чувства и эмоции. Формирование эмоционально– образного, художественного типа мышления при изучении предмета создает условия для становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом «Физическая культура». Предмет способствует формированию у учащихся основ здорового образа жизни, умения общаться и взаимодействовать со сверстниками, планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения, анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, оценивать красоту телосложения и осанки, технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта. Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» реализуется в 4-х классах в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Изучение предмета направлено на решение следующих задач: готовность обучающихся к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, развивает у обучающихся представления о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирования первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. В соответствии с выбором родителей учебном предмете «ОРКСЭ» представлен модуль: «Основы светской этики». Оценивание учебного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» проходит по системе защиты проекта в конце учебного года. Обучение в первых классах в соответствии с СанПиН 2.4.2.3648-20 организуется только в первую смену при пятидневной неделе с недельной нагрузкой в 21 академический час и дополнительными недельными каникулами в середине третьей четверти. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня не превышает для обучающихся 1-х классов 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Обучение в 1-м классе осуществляется с использованием «ступенчатого» режима обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый); во втором полугодии (январь – май) – по 4 урока по 40 минут каждый. Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 недели, во 2-4 классах – не менее 34 недель. Объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня для обучающихся 2 -4 классов – 5 уроков и один день 6 уроков. Каникулы соответствуют годовому календарному графику, утвержденному директором МБОУ СОШ № 154. Учебный план 2024-2025 Начальное общее образование I – IV классы Предметные Количество часов области в неделю / год Классы Учебные предметы I II III IV Обязательная часть Русский язык и Русский язык 5 /165 5/170 5/170 5/170 литературное чтение Литературное чтение 4/132 4/136 4/136 4/136 Иностранный язык Иностранный язык 0 2/68 2/68 2/68 Математика и Математика 4/132 4/136 4/136 4/136 информатика Обществознание и Окружающий мир 2/66 2/68 2/68 2/68 естествознание (Окружающий мир) Основы Основы религиозных 0 0 0 1/34 религиозных культур и светской культур и светской этики этики Искусство Музыка 1/33 1/34 1/34 1/34 Изобразительное 1/33 1/34 1/34 1/34 искусство Технология Труд (технология) 1/33 1/34 1/34 1/34 Физическая Физическая культура 2/66 2/68 2/68 2/68 культура Итого 20/ 22/ 22/ 23/ 660 748 748 782 Часть, формируемая участниками образовательной деятельности Введение в функциональную грамотность 1/33 1/34 1/34 0 Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-ти дневной 21/ 23/ 23/ 23/ учебной неделе 693 782 782 782 Итого 675 540 204 540 270 34 135 135 135 270 2938 101 3039 Объем обязательной части программы основного общего образования составляет 70%, а объем части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого Организацией, - 30% от общего объема программы начального общего образования, реализуемой в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе, предусмотренными Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», и Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».