Учебный план НОО 2024-2025 уч. год

Пояснительная записка к учебному плану МБОУ СОШ №154
на 2024 – 2025 учебный год
Начальное общее образование
Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы
промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план МБОУ СОШ №154, реализующий Основную образовательную
программу начального общего образования, относящуюся к уровню начального общего
образования (нормативный срок освоения программы 4 года), формируется в соответствии с
требованиями:
- Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской
Федерации»;
- Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 г. №115;
- Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, утвержденного приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254;
- Письмо Минпросвещения России от 11.11.2021г. №03-1899 «Об обеспечении учебными
изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2023/24 учебном году»;
- санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
- санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21);
- устава МБОУ СОШ №154;
- лицензии на право ведения образовательной деятельности, свидетельства об аккредитации;
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №154;
- адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития;
- адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с тяжелым нарушением речи.
Начальное общее образование является базой для получения основного общего
образования.
Учебный план разработан для реализации федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования и реализует основную
образовательную программу начального общего образования школы № 154, отражает
приоритеты развития образовательного пространства региона, определяемые федеральным
государственным образовательным стандартом, представляет максимальное обеспечение
возможностей самоопределения личности обучающегося с учетом условий школы.

Учебный план позволяет:
1. Обеспечить достижение обучающимися начальных классов личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
2. Обеспечить формирование универсальных учебных действий в учебной,
личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающих
способность к организации самостоятельной деятельности обучающегося.
3. Обеспечить познавательную мотивацию обучающихся, готовность и способность
к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем, одноклассниками,
сформировать основы нравственного поведения.
4. Обеспечить возможности для продолжения социально-личностного развития
ребенка, появление осознанных представлений об окружающем мире, о себе, о нравственно этических нормах общества.
5. Сформировать готовность и способность обучающихся к рефлексии важнейшему качеству, определяющему направленность на саморазвитие и реализацию
творческого потенциала.
6. Воспитать и развить
качества личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического
гражданского общества.
7. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее
принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
8. Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Учебный план направлен на решение следующих задач:
- обеспечение базового образования для каждого обучающегося;
- осуществление индивидуального подхода к учащимся, создание адаптивной
образовательной среды;
- содействие развитию творческих способностей обучающихся;
- отбора содержания учебного материала с ориентацией на формирование базовых
национальных ценностей;
- обеспечения поликультурности содержания;
- формирования основ - умение учиться и способности к организации своей
деятельности, умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,
планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с
педагогом и сверстниками в учебной деятельности;
- в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся,
в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- разнообразия организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого
обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья),
обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм
взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся;
- учета роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей
образования и воспитания и путей их достижения.
Учебный план начального общего образования обеспечивается Примерными
образовательными программами начального общего образования, реализует требования
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
(далее по тексту – ФГОС НОО).
Учебный план 1-4 классов, реализующих ФГОС, обеспечивает состав и структуру
обязательных предметных областей: русский язык и литературное чтение, родной язык и
литературное чтение на родном языке, иностранный язык, математика и информатика,
обществознание и естествознание, основы религиозных культур и светской этики, искусство,
технология, физическая культура и направления внеурочной деятельности: спортивно –

оздоровительное,
социальное.

духовно-нравственное,

общеинтеллектуальное,

общекультурное,

Обязательная часть учебного плана представлена учебными предметами в предметных
областях: «Русский язык и литературное чтение», «Иностранный язык», «Обществознание и
естествознание», «Математика и информатика», «Искусство», «Физическая культура»,
«Труд(технология)», «Основы религиозных культур и светской этики».
№
Предметные области
Основные задачи реализации содержания
п/п
1 Русский язык и
Формирование первоначальных представлений о русском языке как
литературное чтение государственном языке Российской Федерации, как средстве
общения людей разных национальностей в России и за рубежом.
Развитие диалогической и монологической устной и письменной
речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических
чувств, способностей к творческой деятельности
2 Иностранный язык
Формирование дружелюбного отношения и толерантности к
носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих
сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными
образцами детской художественной литературы, формирование
начальных навыков общения в устной и письменной форме с
носителями иностранного языка, коммуникативных умений,
нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой
деятельности на иностранном языке
3 Математика и
Развитие математической речи, логического и алгоритмического
информатика
мышления,
воображения,
обеспечение
первоначальных
представлений о компьютерной грамотности
4 Обществознание и
Формирование уважительного отношения к семье, населенному
естествознание
пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны,
(Окружающий мир) ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и
многообразия окружающего мира, своего места в нем.
Формирование модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях.
Формирование
психологической
культуры
и
компетенции для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме
5 Основы религиозных Воспитание способности к духовному развитию, нравственному
культур и светской
самосовершенствованию.
Формирование
первоначальных
этики
представлений о светской этике, об отечественных традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России
6 Искусство
Развитие способностей к художественно-образному, эмоциональноценностному восприятию произведений изобразительного и
музыкального искусства, выражению в творческих работах своего
отношения к окружающему миру
7 Труд (технология)
Формирование опыта как основы обучения и познания,
осуществление
поисково-аналитической
деятельности
для
практического решения прикладных задач с использованием знаний,
полученных при
изучении других учебных предметов,
формирование
первоначального
опыта
практической
преобразовательной деятельности
8 Физическая культура Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому,
нравственному и социальному развитию, успешному обучению,
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами
физической культуры. Формирование установки на сохранение и

укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа
жизни
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена
следующими учебными предметами: «Русский язык», «Литературное чтение».
Изучение предмета «Русский язык» в начальной школе представляет собой
первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития
обучающихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной
взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти предметы
включены в единую предметную область и направлены на формирование и развитие
орфографической и лингвистической грамотности обучающихся.
Приоритетной целью изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе
является достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности обучающихся и общего речевого развития младшего школьника, осознания
себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Предметная область «Иностранный язык» представлена предметом «Иностранный
язык» (английский язык). Предмет формирует коммуникативную культуру школьника,
способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию и
разностороннему развитию средствами иностранного языка. Интегрированной целью обучения
иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной
коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных
видах речевой деятельности.
Единая цель всех филологических дисциплин на начальном этапе общего образования
состоит в том, чтобы открыть ребёнку язык, слово, книгу как предмет наблюдения, изучения и
практического использования; помочь осознать себя носителем конкретного языка, получить
представление о многообразии языков и возможности с помощью слова передавать и получать
разнообразную информацию.
Предметная область «Математика и информатика» представлена предметом
«Математика». Основные задачи предмета в 1-4 классах: развитие математической речи
учащихся, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение
первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Предмет развивает логическое
мышление и математическую интуицию обучающихся, обеспечивает овладение ими умениями
в решении различных практических и межпредметных задач. В начальной школе математика
служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и
умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком
станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом дальнейшего обучения.
Информационные знания по УМК «Школа России» введены по принципу интеграции
учебных тем (Знакомство с компьютером. Создание рисунков. Создание мультфильмов и
«живых» картинок. Создание проектов домов и квартир. Создание компьютерных игр.
Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги). Создание текстов. Создание печатных
публикаций. Создание электронных публикаций. Поиск информации.) в предметы:
окружающий мир, математика, русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство,
технология:
• окружающий мир - знакомство с источниками информации об окружающем мире:
учебники, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях);
практические работы: поиск дополнительной информации в различных источниках (включая
компьютер);
• математика - школьники учатся выделять признаки и свойства объектов; выявлять
изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними; определять
с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки; используют простейшие
предметные, знаковые, графические модели, строят и преобразовывают их в соответствии с
содержанием задания;
• русский язык - последовательность действий при разборе слов и предложений,
установлении связи слов в предложении, звукобуквенный анализ;

• литературное чтение - определение темы и главной мысли текста, выделение
характеристических признаков персонажей текста, анализ текста;
• изобразительное искусство – создание рисунков с помощью компьютера, выполнения
основных операций при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур, заливка цветом,
создание графических изображений;
• Труд(технология) –
знакомство с основными
устройствами компьютера,
компьютерными программами, выполнение операций с файлами и папками, создание проектов
домов и квартир, создание компьютерных игр.
Обучение информационным навыкам предполагает не только овладение учащими ся
компьютерной грамотностью, но и формирование у них навыков алгоритмического мышления,
умения мыслить логически.
В 1-4 классах математика закладывает основы для формирования приёмов умственной
деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов,
устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические
цепочки рассуждений.
Предметная область «Обществознание и естествознание» реализуется средствами
учебного предмета «Окружающий мир». Его содержание носит интегративный характер,
объединяя знания о природе, человеке и обществе, представляя младшим школьникам
целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и
взаимозависимостями, формируя экологическую и культурологическую грамотность учащихся,
нравственно-этические и безопасные нормы взаимодействия с окружающей природной и
социальной средой.
Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Труд
(технология)». Изучение
данного предмета способствует развитию созидательных
возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также
творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе
предметно-преобразующей деятельности. Предмет способствует расширению круга интересов
детей, направленных на продуктивную преобразующую творческую деятельность, и создаёт
условия для активного выхода на разнообразные виды творческого досуга. Это позитивно
сказывается на возрождении культурных традиций, в частности семейного творчества,
объединения школьников разновозрастных групп по интересам и т.д. Содержание курса имеет
практико–ориентированную направленность, где практическая деятельность рассматривается
как средство развития социально значимых личностных качеств школьника и формирования
системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Предметная область «Искусство» включает два учебных предмета: «Музыка» и
«Изобразительное искусство». В результате изучения предметной области «Искусство» у
обучающихся будут сформированы художественный вкус, интерес к искусству и
художественному творчеству, основы образного и ассоциативного мышления, воображение и
интуиция. Учебный предмет «Музыка» на уровне начального общего образования является
одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества и
направлен на приобретение ребенком опыта эмоционально–образного восприятия музыки,
приобретение знаний и умений при ее изучении, на начальное овладение различными видами
музыкально–творческой деятельности.
Учебный предмет «Изобразительное искусство»
нацелен на развитие личности обучающихся средствами искусства, на получение
эмоционально–ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта
художественно–творческой деятельности. В начальной школе данный учебный предмет
уникален и значим тем, что нацелен на развитие способностей и творческого потенциала
ребенка, формирование ассоциативно–образного, пространственного мышления, интуиции;
одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания;
способности к познанию мира через чувства и эмоции. Формирование эмоционально–
образного, художественного типа мышления при изучении предмета создает условия для
становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом
«Физическая культура». Предмет способствует формированию у учащихся основ здорового
образа жизни, умения общаться и взаимодействовать со сверстниками, планировать

собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения,
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, оценивать красоту
телосложения и осанки, технически правильно выполнять двигательные действия из базовых
видов спорта.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» реализуется в
4-х классах в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Изучение предмета направлено на решение следующих задач: готовность обучающихся к
нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными
нормами светской и религиозной морали, развивает у обучающихся представления о значении
нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
формирования первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их
роли в культуре, истории и современности России.
В соответствии с выбором родителей учебном предмете «ОРКСЭ» представлен модуль:
«Основы светской этики».
Оценивание учебного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики»
проходит по системе защиты проекта в конце учебного года.
Обучение в первых классах в соответствии с СанПиН 2.4.2.3648-20 организуется
только в первую смену при пятидневной неделе с недельной нагрузкой в 21 академический час
и дополнительными недельными каникулами в середине третьей четверти.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня не превышает для
обучающихся 1-х классов 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока
физической культуры. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и
домашних заданий.
Обучение в 1-м классе осуществляется с использованием «ступенчатого» режима
обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в
ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый); во втором полугодии (январь – май) – по 4
урока по 40 минут каждый.
Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 недели, во 2-4 классах – не менее
34 недель.
Объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня для обучающихся 2 -4
классов – 5 уроков и один день 6 уроков.
Каникулы соответствуют годовому календарному графику, утвержденному
директором МБОУ СОШ № 154.

Учебный план 2024-2025
Начальное общее образование
I – IV классы
Предметные
Количество часов
области
в неделю / год
Классы
Учебные предметы
I
II
III
IV
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
5 /165
5/170
5/170
5/170
литературное чтение Литературное чтение
4/132
4/136
4/136
4/136
Иностранный язык
Иностранный язык
0
2/68
2/68
2/68
Математика и
Математика
4/132
4/136
4/136
4/136
информатика
Обществознание и
Окружающий мир
2/66
2/68
2/68
2/68
естествознание
(Окружающий мир)
Основы
Основы религиозных
0
0
0
1/34
религиозных
культур и светской
культур и светской
этики
этики
Искусство
Музыка
1/33
1/34
1/34
1/34
Изобразительное
1/33
1/34
1/34
1/34
искусство
Технология
Труд (технология)
1/33
1/34
1/34
1/34
Физическая
Физическая культура
2/66
2/68
2/68
2/68
культура
Итого
20/
22/
22/
23/
660
748
748
782
Часть, формируемая участниками образовательной деятельности
Введение в функциональную грамотность
1/33
1/34
1/34
0
Предельно допустимая аудиторная
учебная нагрузка при 5-ти дневной
21/
23/
23/
23/
учебной неделе
693
782
782
782

Итого

675
540
204
540
270

34

135
135
135
270

2938

101
3039

Объем обязательной части программы основного общего образования составляет 70%, а
объем части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня,
предлагаемого Организацией, - 30% от общего объема программы начального общего
образования, реализуемой в соответствии с требованиями к организации образовательного
процесса к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе, предусмотренными Санитарными
правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», и
Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».